Аннотация на либретто балета в 2-х актах "Великая любовь" (из истории великой любви Нины Чавчавадзе и Александра Грибоедова).
Александр Грибоедов — человек разнообразных дарований, один из самых блестящих умов, когда-либо рождавшихся русской землей.
Полномочный министр в Персии, поэт, драматург снискал себе уважение и почитание.
В 1828 г. к Грибоедову пришла большая любовь. Его будущая жена — молодая шестнадцатилетняя княгиня Нина Чавчавадзе: «Она очень любезна, очень красива и прекрасно образованна. Эта женитьба, естественно, придает СОВСЕМ ИНОЙ характер нашему обществу».
Как писал друг поэта: «К чаю пришел Грибоедов со своей невестой, и я имел случай ее хорошо-разглядеть; она необычно хороша, ее можно назвать красавицей, хотя красота ее грузинская. Она, как и ее мать, одета по-европейски: очень хорошо воспитана, говорит по-русски и по-французски и занимается музыкой».
Достигнув признания в обществе, обладая чином статского советника и будучи кавалером и министром-посланником, Грибоедов, наконец, обеспечил себе достойный материальный достаток и мог позволить себе обзавестись семьей.
22 августа 1828 года весь Тифлис облетела радостная весть. В этот день в Сионском соборе состоялось венчание Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе. И надо же было случиться такому, что во время обряда его вновь скрутила лихорадка. Он еле устоял на ногах, но рука не удержала обручальное колечко, которое он пытался надеть невесте. Оно упало на каменный пол. Но вздох сожаления и тревога, которые неслышно пронеслись среди присутствовавших в соборе, не повлияли на царившее там праздничное настроение.
В этот день военный губернатор уже дал официальный обед по случаю блистательных побед над турками.
Празднество продолжалось на новой квартире Грибоедова, куда гостей из Сионского собора пригласили на ужин. Друзья писали: «Весь Тифлис проявляет живейшее сочувствие к этому союзу; он любим и уважаем всеми без исключения; она же очень милое, доброе создание, почти ребенок, так как ей только что исполнилось 16 лет…»
Кульминацией свадебных торжеств явился бал, который устроил губернатор в честь молодоженов, Свадебный вечер открылся праздничным фейерверком, а затем сам губернатор, взяв за руку молодую Грибоедову, открыл бал полонезом.
Счастливая Нина в атласных туфельках, в великолепном праздничном наряде блистала во всей своей красе. Друзья отмечали: «она в этот вечер была восхитительна и могла бы быть признана красавицей даже в Петербурге».
На протяжении всего застолья губернатор не садился, чтобы лучше руководить столом. Заздравные тосты сменяли друг друга. Ужин удался на славу. Танцы продолжались до часу ночи, причем европейские танцы сменялись грузинскими, приводившими в восторг гостей.
Свадебные торжества продолжались долго, и когда зазвучала застольная песня, дарующая молодоженам долгие лета, материнское сердце сжалось от волнения. Саломэ незаметно от гостей старалась скрыть белым платком нахлынувшие слезы. «Плачь, Саломэ, плачь от счастья!» — подхватили гости, заметив слёзы и смущение матери.
Наутро Нину и Александра благословили фамильной иконой с изображением Св. Марии в небольшой церквушке, которую воздвиг рядом с домом ещё Герсеван Чавчавадзе, знаменитый дед Нины, бывший посол Грузии в России во времена Ираклия II.
Оставалось несколько дней до отъезда в Тавриз. Нина не соглашалась одна томиться в Тифлисе и решила выехать в Персию вместе с мужем. Мать Нины Саломэ взялась сопровождать их до Эревани, где в то время находился ее муж Александр Чавчавадзе.
Грибоедов, стараясь угодить молодой супруге, совершал с ней пешие и конные прогулки. Как-то во время одной из прогулок Грибоедов, обняв Нину, надолго задумался, ушел весь в себя, а затем промолвил:
— Любовь‚ моя Нинули, если что случится со мной, дай слово, похорони останки мои вот здесь. Это самое пиитическое место!
— О нет, мой Александр, — горячо возразила она супругу. — Оставь печаль, мы будем жить вечно. И любовь наша не померкнет, как не померкнет твой поэтический дар.
Однако случилось, Нина осталась в Грузии. Грибоедов погибает в Персии. Тело его было доставлено в Грузию и захоронено в монастыре Святого Давида. Нина долго добивается установки памятника на могиле поэта. То не давали согласия священнослужители, ссылаясь на ветхость церкви, то нехватка денег и бесконечные обращения в оказании материальной помощи дали свой результат. В 1833 году получено положительное заключение Любовь Нины к своему супругу взяла верх! Пьедестал из черного мрамора и бронзовое изваяние плачущей вдовы, охватившей руками крест, и поныне находятся над могилой Александра Грибоедова поражающие посетителей своей красотой и до боли трогательной надписью на восточной грани пьедестала: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя», а на западной — «Незабвенному его Нина».
Это были слова не по годам умудренной женщины, оценившей огромные дарования покойного мужа и уверенной в том, что его талант навечно останутся достоянием родного Отечества. Высоко ценя дарования мужа, она старалась запомнить и записала музыкальные произведения и фортепьянные импровизации покойного супруга, разыскивала рукопись «Горе от ума» — первоначальный, по её мнению, вариант, который Грибоедов закончил в Тифлисе и впервые читал Кюхельбекеру, хранила многочисленные письма супруга…
Добродетельные поступки, образованность, кротость и простота ещё очень молодой вдовы снискали к ней всеобщее уважение. Её руки добивались многие знатные люди того времени, но она осталась верной первой любви, посвятив всецело свою жизнь родным, друзьям, знакомым и всем тем, кто нуждался в ее внимании. Она была желанной гостьей не только в домах близких ей людей, но и в любом обществе. Ниной восхищались все, с кем ей приходилось встречаться, невзирая на чины и должности.
Князь Михаил Воронцов исходатайствовал для нее, обратившись непосредственно к государю императору, повышение пенсии, что для Нины стало большим подспорьем в ее жизни.
Близкие считали ее ангелом-хранителем.
Но печальное известие в газете 4 июля 1857 года сообщало: «Наше тифлисское общество понесло значительную потерю. В прошлую пятницу, июня 28, после краткой болезни скончалась Нина Александровна Грибоедова, урожденная Чавчавадзе... Тело ее отнесено на руках в монастырь Святого Давида и положено в одном склепе рядом с её супругом».
Скончалась она от холеры, которая разразилась в грузинской столице. Три дня она пылала жаром, в полубреду, не подпуская к себе никого, боясь за близких ей людей, и на четвертый день ее не стало.
Глубоко переживая кончину своей сестры, не прожившей и 45 лет, писала: «Я лишилась моего ангела… в Тифлисе холера у меня похитила ее и тем самым лишила единственного моего друга».
Друг семьи писал: «... Я не знал в жизни женщины более кроткой и добродетельной, чем Нина Грибоедова».
«Я стою один и вспоминаю годы своей юности»,- так говорит Поэт, который начинает балет «Великая любовь». Образ Поэта объединяет всех действующих лиц в единое повествование. Каждое действующее лицо раскрывается в танце. Поэт создает настроение, атмосферу, события тех лет, дух людей, ратовавших за судьбу своего Отечества.
Либретто (текст музыкально-сценического произведения, в данном случае балета) создавалось в период с октября 2010 года по январь 2011 года. Произведение заслуженного работника культуры России Михаила Степановича Потехина зарегистрировано РАО №18171 от 12 мая 2011 года. По вопросам приобретения обращаться: 8-922-241-40-95 - а ещё можете просто позвонить и уточнить детали :-)