Найти в Дзене
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ АРТЕФАКТЫ #5.1/Для богов и людей/1.Золото Уппсалы

Оглавление

Для богов и людей

Золото Уппсалы

Современный город Уп­псала находится в не­скольких километрах от своего изначального ме­ста, сюда он был перене­сен в XIII веке. И не по­тому, что шведы вдруг возненавидели свое язы­ческое прошлое. Просто река Фюрис, на которой стояла языческая Уппса­ла, вдруг изменила тече­ние. А как же шведско­му викингу жить в городе без большой воды?

Христианство до Швеции добралось достаточно поздно. Отдельные христиане, разумеется, встречались. Но в основном шведы были язычниками. Первым христианским королем Швеции считается Олаф Святой, дочка которого, Ингигерда, стала женой князя Ярослава Му­дрого. А первым христианским королем-мучеником был Эрик Святой, правивший страной всего четыре года и ставший легендой после своей смерти. В его время Уппсала еще стояла на своем месте.

Вынос мощей

При жизни Эрик прославился строительством церкви в Уппса­ле, участием в колонизации восточной Прибалтики и первым кресто­вым походом против язычников Финляндии. Но полностью реализо­ваться в христианском миссионерстве ему не удалось. Борьба за власть в шведском государстве была невообразимая. У Эрика имелось сразу два соперника — Карл из династии Сверкеров и датский родственник Магнус Хенрикссон. О том, кто именно причастен к убийству короля, историки спорят до сих пор.
В 1160 году события развивались так. Король находился на мессе, когда ему донесли, что у стен церкви собралась вооруженная толпа. Эрик отстоял моле­бен до конца, спокойно вышел из церкви, сел на своего коня, вооружил­ся, приготовился к бою. Бой, по всей видимо­сти, был честным. Но очень неудачным для Эрика. Во время стычки он был сброшен с коня, получил десять тяже­лых ран и смертельный удар в горло, от чего его голова была полностью отсечена от тела. Тело, разумеется, погребли с подобающим почтением в той церкви, которую он построил. На месте, куда отлетела его отрубленная голова, по на­родной легенде, сразу забил чудодейственный источник. Многие ис­целялись.
Но в Уппсале король пролежал недолго. Когда город «переехал», на новом месте сразу воздвигли и новый христианский собор. Туда-то в 1273 году и перенесли раку с мощами Эрика. Но каждый год, точно в дату смерти, 18 мая, и вплоть до конца XVI века жители новой Упп­салы совершали торжественное шествие с мощами короля. Шествие выходило из кафедрального собора, двигалось с пением до старой упп­сальской церкви, обходило вокруг курганов древних шведских коро­лей и возвращалось в исходную точку, то есть в кафедральный собор. Путь был долгим и утомительным: от собора до старой церкви — пять километров, по дороге вокруг курганов - шесть километров, от церкви до собора — еще пять километров. Настоящее паломничество.
Пройти этот путь к старой церкви, где был убит Эрик, считалось долгом каждого христианина. И никто уже не помнил, на каком, соб­ственно, странном месте стоит эта старая церковь. И какие именно мертвецы погребены в тамошних курганах.

Языческое капище

Поскольку Уппсала считалась резиденцией королей, то она оброс­ла большим погребальным комплексом — с курганами и руническими камнями. Шведские курганы, очень похожие на новгородские «соп­ки», относятся к V-ІХ векам. Известных археологам курганов в старой Уппсале около 800. Практически не изученных — больше тысячи. Са­мые крупные традиционно связываются с легендарной династией Ин­глингов, правившей этой землей до середины VI века. Инглинги вели свое происхождение от самого Фрейра. Согласно легенде, когда боги делили землю, Один получил землю вокруг озера Меларен, на месте бу­дущей Сигтуны, Ньёрд поселился в Ноатуне, Хеймдалль в Химинбьеге, Тор в Трудванге, Бальдр в Брейдаблике, а Фрейр - в Старой Упп­сале. Здесь он возвел большое и богатое святилище, здесь же он был и погребен. Разумеется, Уппсала считалась священным местом. Три главных кургана, где были упокоены легендарные вожди Аун, Эгиль и Адильс, были посвящены богам — Одину, Тору и Фрейру.
Эти три главных шведских божества отвечали за три отрасли чело­веческой жизни. Один, которого изображали как воина, вооруженно­го волшебным копьем, управлял войнами и давал (или не давал) побе­ду в битве. Тор, с молотом в руке и с поясом силы, управлял воздухом и ветрами, громом и молнией, от него зависел хороший урожай. Фрейр, красавчик с эрегированным фаллосом, бог плодородия, давал мир, лю­бовь и счастье. Шведские боги, так же как античные, обладали и до­брыми, и дурными чертами характера. Тор вступался за слабых, помо­гал людям, но обожал мериться силой и страдал от обжорства. Фрейр ненавидел войны и ссоры, был мягок характером, но слишком люб­веобилен. Один был помешан на тайном знании, ради него он даже лишился собственного глаза и девять суток провисел на ясене Иггдрасиль вниз головой, но любил провоцировать смертных на нехоро­шие поступки, а потом за это наказывать. Для почитания этих божеств в Уппсале и был возведен языческий храм.

Ингви Фрейр строит храм в Старой Уппсале. Иллюстрация Хьюго Гамильтона из «Истории Скандинавии», 1830 год
Ингви Фрейр строит храм в Старой Уппсале. Иллюстрация Хьюго Гамильтона из «Истории Скандинавии», 1830 год

Медовый зал Одина

Как выглядела Уппсала в период расцвета язычества, можно лишь догадываться. В сочинении Адама Бременского «Деяния архиеписко­пов Гамбургской церкви» говорится, что языческий храм шведов стоит на равнине среди холмов (вероятно, это могильные курганы) и хорошо виден издали, поскольку сделан из золота и окружен подвешенной на столбах золотой цепью. Внутри храма сидят на тронах три истукана — Водан (Один), Тор и Фрикко (Фрейр). У каждого из богов имеется свой персональный жрец, который исполняет обряды по случаю войны, голода или свадебных торжеств. Храм окружен священной рощей, в ко­торой есть священный колодец.
Жертвоприношения в Уппсале совершались регулярно. Жерт­вы умерщвлялись и развешивались, как елочные игрушки, в священ­ной роще. Их, по одним сведениям, было 72, по другим - 27 штук, в том числе и человеческие. И девять особей от разных видов живых существ — собак, кошек, лошадей, быков, свиней, овец, петухов. Об­ряд жертвоприношения длился девять дней — столько, сколько провел на своем ясене Один. Другой ритуал был связан со священным колод­цем, в который бросали избранную человеческую жертву, - если жерт­ва благополучно шла на дно, считалось, что боги ее приняли.
Поблизости от храма и рощи располагались место, где проводил­ся тинг — собрание племени, и королевская резиденция. В постройке, представляющей собой так называемый длинный дом, находился пир­шественный «медовый зал». Там пировала местная знать, жрецы, по­четные гости, и вместе с ними пировали три восседающих на тронах бога - Один, Тор и Фрейр. В другом подобном здании находилась хра­мовая кладовая. Там хранились подарки богам, которые поступали со всей Швеции, туда же отправлялась та часть военной добычи, которая жертвовалась богам. Богатства, которые награбили в походах морские разбойники, были многочисленны. Их состав можно проследить по по­гребальному инвентарю курганов — золотые кольца, браслеты, фибулы, шейные гривны, оружие с богато инкрустированными драгоценными камнями рукоятями, золотые накладки на броне и шлемах, выполнен­ные в зверином стиле. Так что золотая цепь на храмовых столбах впол­не могла существовать не только в воображении Адама Бременского.
Но христианство положило этому конец раз и навсегда. Археологам достались лишь столбовые ямы. Аналогичные ямы были в 2013 году обнаружены и рядом с курганами. Они идут под прямым углом друг к другу в виде двух полос, первая состоит из 144 столбов и тянется на километр, вторая занимает в длину около 500 метров. Очевидно, в древности это было крупное сооружение высотой до 10 метров, но поскольку столбовые ямы выстроены в один ряд, то ученые склоняют­ся к мысли, что речь может идти о чем-то вроде частокола, а не здания. Да и сам «храм» тоже мог быть не зданием, а площадкой с жертвенни­ками, окруженной рядом столбов, пусть и с золотой цепью. Ведь Адам языческого святилища не видел, сведения он получил от датского ко­роля, который тоже в Уппсале не был, ему о ней рассказывали послы.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)