Официальный представитель Евразийской экономической комиссии Ия Малкина рассказала об актуальных вопросах евразийской интеграции в настоящее время и о предстоящих в ближайшее время мероприятиях.
— С 1 января 2022 года председательство в органах Евразийского экономического союза приняла Кыргызская Республика. Что можно на сегодняшний день об этом сказать?
— В своем обращении к главам государств — членов ЕАЭС президент Кыргызстана Садыр Жапаров обозначил ключевые приоритеты развития Союза в этом году.
Среди них: достижение целей Стратегии-2025, обеспечение принципа «четырех свобод», устранение барьеров на общем рынке, наращивание сотрудничества в промышленной и агропромышленной сферах, внедрение новых информационных, инновационных и «зеленых» технологий, обеспечение продовольственной безопасности, создание пула инфраструктурных проектов, развитие международного сотрудничества, социальная поддержка трудящихся государств-членов и их семей, распространение евразийской идеологии в массовое сознание, в первую очередь — сознание молодого поколения.
Работа Комиссии в 2022 году будет сосредоточена на достижении обозначенных руководством Кыргызстана направлений.
— 21 января состоится первое в этом году заседание Совета ЕЭК. Какие вопросы планируется обсудить?
— В первую очередь, будет рассмотрен вопрос о запуске пилотного проекта по внедрению механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС.
Предполагается, что члены Совета определят сроки и условия реализации пилотного проекта, а также утвердят перечень товаров, подлежащих прослеживаемости.
Напомню, что Соглашение о механизме прослеживаемости предполагает создание в государствах Союза национальных систем, в которые должны включаться сведения об иностранных товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров.
Соглашение позволит исключить использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей, обеспечить контроль за операциями, связанными с оборотом товаров, а также подтверждать законность оборота товаров при их перемещении с территории одного государства на территорию другого.
Также будет рассмотрен вопрос о повышении вовлеченности государств-наблюдателей в работу Совета Комиссии.
В повестке — вопросы реализации Соглашения о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок, проект Соглашения об учреждении Евразийской перестраховочной компании, правила регулирования обращения ветеринарных лекарств в ЕАЭС.
Также члены Совета обсудят перспективы проведения Евразийского экономического форума.
— Какие риски для экономик стран ЕАЭС в этом году прогнозирует ЕЭК?
— Начну с того, что, хотя экономики ЕАЭС достаточно активно восстанавливались в прошлом году и вышли на допандемийный уровень, в текущем году эксперты Комиссии прогнозируют замедление роста. Ожидается, что прирост ВВП ЕАЭС в 2022 году составит 3,1%.
Во-первых, в Комиссии оценивают как высокий риск сохранения низких темпов экономического роста в государствах ЕАЭС. Это станет следствием завершения восстановительного роста, постепенного сокращения стимулирующих мер бюджетно-налоговой политики и ужесточения денежно-кредитной политики. Кроме того, необходимо отметить низкий уровень инвестиционной активности, что негативно скажется на экономическом росте в среднесрочном периоде. В долгосрочном периоде негативное влияние на экономический рост в Беларуси и России будет оказывать также ухудшение демографической ситуации.
Для всех государств ЕАЭС остаются высокими инфляционные риски в связи с ростом мировых цен на продовольственные товары и сырье, пролонгацией действия стимулирующих фискальных мер и ослаблением курсов национальных валют. По итогам 2021 года среднегодовая инфляция в странах ЕАЭС оценивается на уровне 6,1%, в 2023 году ожидается ее снижение до 4,5%. Для сравнения, в 2020 году инфляция составила 3,9%.
Достаточно высоки для ЕАЭС и такие глобальные риски, как новые волны распространения COVID-19, а также возможные потрясения на мировых финансовых рынках в связи с ужесточением денежно-кредитной политики ведущими странами мира.
— В конце декабря министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Сергей Глазьев отмечал, что по итогам 2021 года фактический рост ВВП ЕАЭС окажется меньше (4.1%) планового показателя (4,5% — 5,5%), установленного Основными ориентирами макроэкономической политики государств ЕАЭС на 2021 — 2022 годы. По оценке Комиссии, что могло бы помочь ЕАЭС выйти на плановые показатели в 2022 году?
— Как неоднократно подчеркивал Сергей Глазьев, нужна политика «финансового форсажа» — многократного наращивания внутренних источников финансирования инвестиционной и инновационной активности на основе эффективного использования имеющихся ресурсов.
Инвестиции должны направляться:
— в создание производств нового технологического уклада (нано-, биоинженерные и цифровые технологии),
— в наверстывание отставания в высокотехнологических отраслях с высоким уровнем научно-технического потенциала (например, авиационная промышленность), углубление переработки сырья, импорт передовых технологий,
— в финансирование исследований и научных разработок.
В странах ЕАЭС за последние 10 лет инвестиции в основной капитал не превышали 30% от ВВП. Для сравнения: в Китае они составляют более 40% ВВП.
Сейчас в ЕАЭС основной источник финансирования инвестиций - собственные средства предприятий, это ведет к резкому сжатию инвестиций всякий раз, когда падает экономическая активность.
Мы предлагаем следующие меры:
1. Повысить доступность финансовых ресурсов для предприятий реального сектора посредством смягчения кредитных условий.
2. Более широко задействовать ресурсы институтов развития как национальных, так и региональных. Совершенствовать механизмы и инструменты финансирования, в том числе интеграционных проектов.
3. Развивать внутренние финансовые рынки.
— Какие направления деятельности ЕЭК в 2022 году станут приоритетными?
— Прежде всего, мы исходим из приоритетов кыргызского председательства на 2022 год, изложенных в обращении Президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова к главам государств ЕАЭС. В настоящее время мы в Комиссии формируем план по его реализации.
Например, среди приоритетов:
— придание соответствующего статуса судебной ветви ЕАЭС и наделение Коллегии Комиссии дополнительными полномочиями для оперативного устранения барьеров и противодействия их возникновению;
— разработка совместных программ и проектов, предусматривающих локализацию производственных мощностей в государствах-членах, усиление промышленной кооперации, в том числе внедрение в них информационных, инновационных и «зеленых» технологий;
— развитие прямых деловых контактов между производителями и потребителями товаров внутри Союза, создание товаропроводящих систем и логистической инфраструктуры,
— решение вопроса в области оказания социального обеспечения трудящимся,
— ежегодное проведение Молодежного форума ЕАЭС и другие приоритеты.
Кроме того, мы в Комиссии планируем сосредоточиться на вопросах цифровизации и инвестиционной деятельности государств Союза.
Об инвестиционной составляющей я уже рассказала. Что касается цифровизации, мы стремимся к тому, чтобы цифровая повестка Союза решала интеграционные задачи и способствовала ускорению экономических процессов.
Один из ключевых моментов реализации цифровой повестки ЕАЭС – ее нацеленность на решение конкретных задач, стоящих перед нашим объединением. В частности, реализация на практике четырех принципиальных свобод: товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
К примеру, блок министра Вароса Симоняна ведет активную работу по реализации проекта цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, который позволит раскрыть транспортный и транзитный потенциал Союза и тем самым вывести торговлю стран ЕАЭС на новый уровень.
Готовится техническое задание для проекта «Цифровое техническое регулирование», который создаст условия для цифрового взаимодействия при проектировании, производстве и выводе продукции на рынок.
Буквально на днях Комиссия приступила к практической работе над соглашением об обороте данных в Союзе.
Стратегия-2025 предполагает и другие цифровые инициативы со стороны ЕАЭС. Среди них — система маркировки и прослеживаемости товаров, вопросы цифровой трансформации в сфере интеллектуальной собственности и многие другие актуальные проекты.
В целом, реализация цифровой повестки Союза сейчас должна перейти от внедрения частных программных решений к формированию комплексных систем по ключевым вопросам нашей деятельности. От отдельных реестров, баз данных, информационного обмена между госорганами по узким вопросам к единому информационному пространству Союза.
Крайне важной задачей нашей работы остается, конечно, обеспечение роста конкурентоспособности общей экономики Союза. Цифровые технологии в этом не являются самоцелью, но остаются одним из важнейших инструментов. Принимая решения в этой сфере нам следует очень внимательно следить, чтобы цифровизация не превращалась из драйвера роста в новый, технологический, барьер.
— Когда и где пройдет заседание Межправсовета ЕАЭС?
— Планируется провести его 24-25 февраля в Нур-Султане. Повестка в настоящее время формируется.
— Расскажите, пожалуйста, об исследовании, в ходе которого будет оцениваться целесообразность запрета на производство и ввоз в страны ЕАЭС некоторых видов изделий из пластика. Какие запретительные меры в отношении пластика уже действуют на национальном уровне в ЕАЭС?
— Комиссия подготовила техническое задание для проведения исследования о целесообразности ограничений на ввоз и производство отдельных видов полимерных изделий одноразового использования. Речь идет в первую очередь об упаковке.
Этот вопрос планируется изучить комплексно с учётом анализа экономических аспектов перехода на многооборотную тару и упаковку и анализа мирового опыта по стимулированию замены упаковки из сложноперерабатываемых материалов другими видами упаковки.
Итогом первого этапа исследования должен стать перечень полимерных изделий одноразового использования, в отношении которых целесообразно рассматривать поэтапный запрет. На втором этапе будет подготовлен прогноз последствий от введения такого запрета для социально-экономической ситуации в каждом государстве в целом и для отдельных отраслей экономики в частности.
Полученные оценки позволят сделать выводы о целесообразности таких мер.
На национальном уровне в странах ЕАЭС уже действуют определённые запретительные меры. Так, с 1 января этого года в Армении введён запрет на использование тонких пакетов менее 50 микрон (исключение только для пакетов, предназначенных для взвешивания, и полиэтиленовой продукции, изготовленной из вторичного сырья). В Беларуси приняты законодательные меры по экономическому стимулированию использования экологически безопасной упаковки, а Госстандартом проводятся работы по переходу на производство упаковки из биоразлагаемых материалов и на использование многооборотной упаковки.
Отмечу, что изучение вопроса о поэтапном запрете на производство и ввоз в ЕАЭС пластиковых одноразовых изделий, в том числе пакетов, предусмотрено Стратегией-2025.
— Как в 2021 году развивалась торговля со странами вне ЕАЭС?
— По данным за 11 месяцев 2021 года, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года больше всего экспортные поставки товаров в страны вне ЕАЭС увеличились из Беларуси (более чем на 50%) и России (свыше 45%).
Основными покупателями экспортируемых из ЕАЭС товаров являлись страны Европейского союза (их доля составила свыше 42% экспортных поставок) и АТЭС (28,6%).
На страны СНГ приходится почти 6% экспорта ЕАЭС (на Украину – 2,7%, в Узбекистан – 1,6%).
Среди стран в импорте на рынок Союза лидируют Китай (более 27%) и Германия (почти 10%).
ЕАЭС экспортировал такие товары, как:
— черные металлы (почти 27 млрд долл. США)
— древесина и изделия из нее, древесный уголь (12 млрд долл. США)
— злаки, прежде всего пшеницу (почти на 10 млрд долл. США),
— руды и концентраты, шлак и зола (более 9 млрд долл. США)
ЕАЭС импортировал:
— электрические машины и оборудование, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура (более 36 млрд долл. США)
— фармацевтическая продукция (более 14 млрд долл. США)
— инструменты и аппараты оптические, фотографические и др. (8,6 млрд долл. США)
— Удалось ли как-то продвинуться в вопросе создания товаропроводящей сети в ЕАЭС?
— Комиссия ведет проработку этой инициативы во взаимодействии с Евразийским банком развития.
К настоящему времени подготовлены отдельные компоненты исследования по концепции формирования товарораспределительной системы ЕАЭС. Окончательные результаты планируется получить в первом полугодии текущего года.
Актуальность этого проекта обусловлена необходимостью внедрения эффективных товаропроводящих механизмов в условиях современных мировых кризисов.
Помимо снижения транзакционных издержек для производителей, единая товаропроводящая сеть позволит повысить уровень физической доступности продовольствия для населения Союза.
Автор статьи: Герман Напольский
Автор фото: из открытых источников