19.01.2022. АПИ — Вместо обязательного бесплатного питания экипажам самолетов могут выплачиваться денежные компенсации. С такой инициативой выступило Министерство транспорта РФ.
Действующие правила предусматривают обеспечение экипажей морских, речных и воздушных судов питанием по установленному Правительством России рациону. Так, пилотам и стюардессам в день должно выдаваться 500 граммов хлеба, 300 граммов мяса (говядины, баранины или свинины I категории), полкило картофеля, 350 граммов молока или кефира, одно яйцо, а также крупы, макароны, рыба, колбаса, творог и сыр, овощи и фрукты, специи и так далее. Суммарная калорийность суточного пайка в дни полетов и дежурств с учетом норм потребляемых белков, жиров и углеводов на одного члена экипажа не должна быть ниже 3500 ккал. Принимать пищу экипажи вправе примерно раз за три часа полета или четыре часа пребывания на земле (в ожидании или в резерве). Время и порядок питания определяются командиром воздушного судна в зависимости от условий полета.
В Министерстве транспорта РФ считают такой порядок избыточным. «Императивно установленный рацион питания в натуральном выражении по номенклатуре и количеству продуктов увеличивает нагрузку на ответственных за питание членов экипажей, а также ограничивает возможность подходить к обеспечению питания исходя из медицинских, религиозных, культурных и национальных особенностей. Законодательство ведущих авиационных стран не содержит требований по установлению рациона питания экипажа воздушного судна в натуральном выражении», – констатируют в транспортном ведомстве.
Подготовленные чиновниками поправки предусматривают право авиакомпаний по согласованию с представителями работников вместо предоставления пайка возмещать расходы на питание.
Отметим, что в настоящее время порядок выплаты подобных компенсаций не установлен. В результате не получившие положенного рациона пилоты порой вынуждены были судиться с работодателями. Например, комиссия по трудовым спорам обязала ФГУП «ЧукотАВИА» выплатить соответствующее возмещение штурману самолета Ан-24 Сергею Маслову. Суд Чукотского автономного округа подтвердил законность этого решения.