В общем так. Купил я однажды мотоблок, небезызвестной марки, "Угра" называется. Трансмиссия механическая, сцепление дисковое, редуктор с хорошим понижением, в общем, штука не плохая, для себя, для своего огорода и хозяйства. Ну, думаю, вот она жизнь начинается, без хлеба с маслом не останусь и понеслось.
Заказы на культивацию сыпались на меня как из рога изобилия. Первые две недели мая вообще можно вкалывать от заката и до рассвета, не опуская рук и не моя ног, как говорится. Денег полный карман, я доволен, люди довольны, все хорошо. Бензин 13 рублей тогда за литр стоил. Но одно не давало мне покоя, это ставка оплаты за культивацию одной сотки земли установленная, такими как я, шабашниками в нашем дотационном регионе.
Че так мало то? Спрашивал я окружающую пустоту, просматривая объявления на Авито. В мою жизнь полную вина, кина и домина вмешивались такие экономические термины, как рентабельность, себе стоимость, амортизация и, в конце концов, прибыль. Окончив сезон и подсчитывая барыши под завистливые взгляды соседей, недоумевавших по поводу состояния моей спины, в частности ее спины амортизации, я крепко призадумался и принялся считать, вытаскивая из своей памяти некоторые формулы, застрявшие в ней, еще со времен моего обучения в учреждениях СПО.
Невольно и внезапно включившееся критическое мышление, порождало вопросы типа: с чего бы, да ну на, и ничего себе! Это если выражаться литературно. Результат подсчетов оказался неумолим. Я работал на грани себестоимости. Эдак, да такими темпами, через несколько сезонов мне придется тащить свой мотоблок сдавать в металло приемку,
а новый купить будет не на что, а если и есть на что, то выходит, что я работаю только ради того, что бы прикончить ресурс этой машины и остаться на нуле. А таки шо я с этого буду иметь? Шепнул мне внутренний голос. Таки получается господа односельчане, пенсионеры и пенсионерки, а также прочие землеройцы и земледельцы садоводческой направленности, я варю свое мясо в вашем супе? Не, так не пойдет. И твердой рукой, не по - христиански совсем, я вписал в свой бизнес план на будущий год все эти, выше перечисленные богомерзкие термины. (Экономические имеется в виду)ххх
Вышло следующее: Хотите, платите за время работы мотоблока, хотите, за сотку обрабатываемой земли, но в итоговую сумму таки будет включено мое время, которое, как оказалось, тоже стоит денег, коэффициент на оплату вредности производства, а так же все расходы на ГСМ, эксплуатацию, включая количество моточасов и т.д. и т.п. Озвучив итоговую плату и прибавив к ней поправку на увеличение стоимости грючего с 13 до примерно 20 рублей, я заметил некоторое искривление, не в лучшую сторону, некогда радостных лиц моих ставших уже постоянными клиентов,
главным аргументом для которых была не моя экономическая целесообразность, а простой вопрос: «Пошто так дорого»? Пошто? Потошто! НДС говорят скоро поднимут, до 20%, вот тогда ишшо дороже станет. А земля не ждет, весенний день год кормит. В общем отработали. Клиенты увеличили требования по тщательности и зачем то глубине культивации, ровно по заливное отверстие двигателя мотоблока, надо мол, деньги отрабатывать.
Отработали, без поломок, все бабки, во всех смыслах, достались мне. Я имею в виду то, что конкурентов у меня не было. Кроме тех, кто решил заработать сегодня и сейчас, невзирая на то, что в итоге работает в минус. Вот они-то были в чести у народа, ибо "по-божески" брали за свою работу. Тем не менее, и я был доволен. Но понял, что от работы не станешь богатым, а станешь горбатым и нельзя весной мотоблоком заработать себе на прокорм столько, что бы отказаться от собственного огорода и жить на заработанные денежки, или надо культивировать, где - ни будь на Рублевке, ну, или где они там обитают богатые то? Да, ежели бы у них гектар вспахать, было бы ого го! Администрация сельского совета стала намекать на оформление самозанятости, даже прокурор приезжал для беседы с несознательными в сельсовете. Меня пока не вызывали, а вызвали местного кузнеца, и владельца огородного автосервиса, дескать делиться надо пацаны, иначе базар – вокзал, этап – тюрьма.
В общем, к очередному сезону, как раз в мае, когда бизнес-планы составлены, техника взята в лизинг, солярка в кредит, хлеборобы ринулись на поля, цена на топливо увеличилась в два раза, с 20 до 40 рублей и НДС поднялся до 20%. Соответственно, увеличилась и цена моей услуги. До неподъемных размеров. На вопрос: «Пошто так дорого?» я не стал вдаваться в подробности, объяснять про этапы общественно экономической формации, вспоминать добавочную стоимость и Капитал Карла Маркса (все равно ни кто не читал), а отвечал по простому, пусть Путин вам пашет!
Может быть, чисто теоретически, я не совсем прав, но ведь так понятнее большинству, правда? Упоминать имя президента в кругу моих клиентов, да еще в таком контексте, кощунственно. Не сойдясь в разговоре с ними не экономически, не идеологически, мы разошлись по разным сторонам баррикад. Я в свое капиталистическое сегодня, а они в свое христианско-коммунистическое вчера. Парадокс. Теперь я самозанятый. Работаю мотоблоком редко, можно сказать в охотку, стар он стал, что не поломка, то пять тысяч рублей выложи. А цена на новый, благодаря сами знаете чему, выросла с 35 тысяч деревянных, до 50 тысяч за экземпляр.
И это если губу не раскатывать не только на всякие там Агрии, а даже если и в сторону Зирки с Моторсичем не глядеть. Зарабатываю по весне теперь меньше, в количественном выражении. Нанимаюсь только тем, кто в здравом уме, понимает расклад и скрепя сердце готов платить. А что? Пусть трактор пашет! Он железный, а у меня экономика на уме. Производство – распределение - обмен - потребление, а не мотоблок – огород – магазин – пузырь и трава не расти. В общем, заканчиваю я. Напишите в комментариях, что вы об этом думаете, как сами шабашите и вообще, правильно ли все это. Не по-христиански как то получается и не по - коммунистически, однако. Как жить то дальше? Работы ведь поле не паханное.