Найти в Дзене
О прожитом и узнанном

Ещё один пример отличия руководства государством во времена Сталина и ныне.

На днях, на мой взгляд, почти незамеченной прошла новость о трениях между «Росатомом» и Минтрансом.

Причиной стало то, что

«Более 20 судов застряли (здесь и далее выделено автором) в акватории Северного морского пути (СМП) в конце ноября 2021 года из-за того, как были разделены полномочия по контролю за судами между «Росатомом» и Минтрансом, считает глава атомной монополии Алексей Лихачев».

Из открытых источников.
Из открытых источников.

«Росатом» и Минтранс много лет вели напряженную борьбу за контроль над СМП.

Глава «Росатома» Алексей Лихачев считает, что 20 судов оказались заблокированными во льдах Арктики в конце 2021 года из-за несогласованности действий с Минтрансом. Он считает, что администрирование СМП должно перейти к «Росатому».

«Росатом» стал инфраструктурным оператором СМП в 2018 году. Годом ранее бывший на тот момент председателем правительства Дмитрий Медведев предложил назначить «Росатом» единым оператором СМП, эту идею поддержал президент Владимир Путин. Предполагалось, что госкорпорация заберет ряд функций от Минтранса и будет отвечать за судоходство, навигацию, порты и энергетику СМП.

Но Минтранс выступил против сокращения своих полномочий, и между госструктурами какое-то время шла борьба за управление СМП. В результате Минтрансу удалось сохранить за собой право выдачи разрешений на проход судов по СМП, на которое претендовал «Росатом». А к атомной монополии отошли функции по развитию инфраструктуры на этом маршруте.

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков в конце прошлого года также заявлял, что создание единого управления СМП может повысить эффективность использования судоходной магистрали. На базе такой единой структуры, по его мнению, могло бы осуществляться прогнозирование погодных, навигационных, ледовых условий, проводиться анализ, в том числе с применением космических данных, современных средств прогнозирования, нейронных сетей, больших данных. Структура также могла бы анализировать оперативную обстановку, планировать работу судов ледокольной проводки, береговое обеспечение, отмечал министр».

После того, как я прочитал процитированное сообщение, первое, что пришло в голову: вот поэтому-то старики нередко вспоминают "Сталина, которого на них нет".
Не из-за пресловутых репрессий 1937-38 годов (остались ли те, кто застал те времена?), а из-за того, что в те годы бардака, подобного нынешнему, невозможно было и представить.

Это ж уму непостижимо: две крупнейшие государственные структуры затеяли многолетнюю «напряженную борьбу» за, судя по информации, «право выдачи разрешений на проход судов по СМП»!

Для меня остаётся загадкой с какого боку «Росатом» должен был стать «единым оператором СМП»? Только из-за того, что на СМП эксплуатируются атомные ледоколы?

Тогда давайте разовьём эту новацию на все отрасли капиталистического хозяйства: пусть и автомобилестроители, например, производители «Лады», «Камаза», «Рено», собираемых на бывшем АЗЛК, занимаются эксплуатацией, организацией движения своих детищ по российским дорогам.

Представляю, какая веселуха начнётся.

Поневоле на память приходят сталинские времена. Именно тогда был создан тот самый современный Севморпуть и Госуправление по его эксплуатации. И не только для его эксплуатации.

«Главсевморпуть — государственная организация, созданная в 1932 году для народно-хозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства по Северному морскому пути».

Для этой цели было предложено создать единую организацию, которая занималась бы не только развитием транспортной системы, но и промышленностью, северными промыслами, строительством портовых сооружений, организацией постоянно действующих радио- и гидрометеорологических станций, созданием больниц и школ для местного населения".

Обратите внимание, не для «выдачи разрешений на проход судов по СМП» и «контроля за судами», но и для того, чтобы эта государственная структура занималась «и промышленностью, северными промыслами, строительством портовых сооружений, организацией постоянно действующих радио- и гидрометеорологических станций, созданием больниц и школ для местного населения».

И руководитель государства Иосиф Сталин прекрасно понимал, чем грозит передача такого объёмного проекта в ведомственные руки, продумал, как исключить ведомственность.

О борьбе наркоматов, в результате которой "более 20 судов застряли" бы на СМП, в ту пору никому и в страшном сне не привиделось бы.

А поэтому по предложению всё того же "тирана"

«Было решено отказаться от привлечения соответствующих профильных наркоматов из-за опасений того, что они не смогут уделять этому проекту соответствующего внимания».

Вот так-то. И создали Главсевморпуть.

А возглавляли такое крупное дело не абы кто, а, к примеру, с 1939 года Иван Папанин, до этого в течение года прошедший суровую проверку Арктикой в качестве руководителя первой в мире дрейфующей станции "Северный полюс".

Это вам не нынешние чиновники, даже побывавшие на очень высоких постах.

К слову, о чиновниках.

В рунете узнал, что с 2000-го по 20018-й год количество чиновников в государстве выросло «с 3,45млн. до 5,7 млн. человек»

В нынешней России приходится «25 человек на 1 чиновника». А в СССР 1985 года «было 136 человек на 1 чиновника».

Как при таком изобилии чиновничества не вести «напряженную борьбу» за особо лакомые места. Им же самим по СМП в Арктике не плавать, пардон, не ходить.

Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.

Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.