Поскольку западные лица, принимающие решения, ориентируются на возможное российское вторжение в Украину, они мигают в глаза для другого вторжения: захватывающие европейские элиты. Из Лондона до Афин и даже дальше мы находим банкиров, юристов, лоббисты и бывшие должностные лица, которые были захвачены Кремлем и его союзниками. В то время как российские танки накапливаются на огромных масштабах на украинской границе, интересы, связанные с хищным режимом президента России Владимира Путина, расширяют свое влияние в столицах старого континента.
Последний значительный пример таких усилий по воздействию влияния был бывший премьер-министр Франции Франсуа Филн, который в июне присоединился к Правлению Зарубежнефть - Российской государственной нефтяной компании (номинация Кремля). Филн не единственный. Бывшая министр иностранных дел Австрии Карин Книсса - которая стала известной благодаря ее реверансу перед Путиным во время своей свадьбы в 2018 году - была в июне, назначена на Правление компаней Роснефт, самой мощной государственной нефтяной компанией России.
Председателем етого Наблюдательного Совета является не кто иной, как Герхард Шредер, бывший канцлер Германии, который с зарплатой в 600 000 долларов в год подтверждает, что это привилегия. Он не единственный бывший канцлер Европы со связями в России; Бывший канцлер Австрии Кристиан Керн входит в состав Наблюдательного совета ОАО «РЖД». Хотя ни один из этих людей не нарушил никаких правил, занимая эти должности, их роли подчеркивают системную угрозу Европе.
Более широкая структурная проблема
От открытой преступности Луки Волонте, бывшего итальянского депутата и члена Парламентской ассамблеи Совета Европы, приговоренного в январе прошлого года к четырем годам лишения свободы за получение взяток от азербайджанских чиновников, до масштабного отмывания денег российских и других клептократов в лондонском Сити, что-то пошло не так в экономической обороне Европы.
Это не единичные случаи, а продукты стратегии клептократических режимов в России и за ее пределами, направленных на то, чтобы оторвать на свои услуги европейскую элиту, бизнес и целые сектора с хорошими связями. Вместо того, чтобы служить своим странам, европейские элиты с обширными сетями теперь служат интересам, которые подпитывают авторитарные силы, стремящиеся подорвать Запад.
Масштабы этой клептократической запутанности огромны: незадолго до того, как руководство Казахстана отдало приказ стрелять на поражение по протестующим, Chatham House выявил собственность на сумму более 720 миллионов долларов, купленную элитой страны в Соединенном Королевстве.
Мы в Европе должны признать, что эрозия нашей экономической целостности подрывает нашу решимость и нашу национальную безопасность. Это вторжение в наши элиты нужно рассматривать как угрозу нашим интересам и предательство наших ценностей. Путин и его союзники стремятся не только парализовать и запутать наше принятие решений, но и дискредитировать демократическую политику, выставляя ее практиков такими же циничными, как и те, кто находится в Кремле.
В Соединенном Королевстве специальный комитет парламента по иностранным делам, который я возглавляю, вскоре начнет новое расследование отмывания денег Россией и клептократией, опираясь на нашу работу в 2018 году. Но необходимо провести более широкий разговор: западные союзники должны установить общий набор этических стандартов для бывших политиков, чтобы остановить эту «шредеризацию», запретив им работать на государственные компании враждебных авторитарных государств и связанные с ними фирмы. По всей Европе мы, западные элиты, должны быть сняты с рынка клептократов.
Европейским правительствам необходимо следить за структурами в дополнение к индивидуальному поведению. Снова и снова слабость наших усилий по борьбе с отмыванием денег была задокументирована как угроза национальной безопасности — например, в скандале с Danske Bank, который показал, что члены семьи Путина и Федеральная служба безопасности России, а также элита Азербайджана, использовал британские компании для перекачки наличных денег в эстонское отделение датского банка. Какой лучший сигнал мы могли бы послать этим авторитарным властям, чем возродить предложения для ”Глобальной инициативы клептократии”, чтобы показать силу и структуру для борьбы с незаконным финансированием?
Во время саммита за демократию в декабре администрация Байдена начала позитивный процесс поиска союзников по вопросам защиты демократии и борьбы с коррупцией. Европейские демократии должны продемонстрировать, что они относятся к этому процессу так же серьезно, как и правительство США. Если мы не будем энергично защищать демократию дома, наша способность защищать ее за границей будет только слабеть — с последствиями, которые никто из нас в свободном мире не может себе позволить.
Член парламента Том Тугендхат является председателем специального комитета по иностранным делам парламента Великобритании.
https://www.atlanticcouncil.org/blogs/new-atlanticist/russias-other-european-invasion/