Рок с автотюном, Oasis с Джонни Деппом, псевдосын Джона Леннона и прочее.
Специально для «Яндекс.Музыки» каждый месяц мы собираем плейлист «Ду ю спик бритиш» с лучшими бритпоп-треками, о существовании большинства которых вы даже не догадывались. Что такое брит-поп для большинства? Ну, «Wonderwall». Ну, «Boys & Girls». Ну, «Common People». А дальше? Вот на этот самый вопрос мы и пытаемся ответить. А заодно рассказываем про некоторые особенно значимые песни из плейлиста.
Hurricane # 1 «Step Into My World»
Hurricane # 1 — одна из десятков групп, которым большой успех Oasis обеспечил готовые творческие методы, контракт от лейбла и некоторую популярность. Их главный хит «Step Into My World» замечательно все это иллюстрирует — гимнообразная размашистая баллада, будто созданная для хорового пения на стадионах и в пабах.
Rialto «Summer’s Over»
Группе Rialto трагически не повезло со временем. В конце 1990-х продвигать бритпоп уже было сложно, так что лейблу даже пришлось запустить легенду о родстве вокалиста Луи Эллиотта с Джоном Ленноном. Помогло это группе или нет, вопрос дискуссионный, но для истории Rialto оставили пару альбомов, несколько хитов («Monday 5:19» вы, скорее всего, слышали когда-то по радио). Звучали они как если бы кавер-группа Oasis вдруг решила пригласить композитора Джеймса Барри и записать с ним музыку для «бондианы». «Summer’s Over» — одна из главных песен группы, невольно предрекшая скорый уход бритпопа в меланхолично-интроспективную ипостась, которую представят Travis и Coldplay.
Space «Neighbourhood»
Редкий в своем роде союз бритпопа и боссановы: впрочем, на дебютнике затейливых англичан хватало шалостей — там звучал даже хип-хоп. Со временем Space ушли в сторону более понятного гитарного звука, скрылись с радаров, но музыку делать не перестали, хоть от оригинального состава группы к середине 2000-х и остался один вокалист Томми Скотт.
Suede «Saturday Night»
Турбулентным и мудреным, декадентским и мрачным альбомом «Dog Man Star» в 1994 году вчерашние триумфанты Suede подраспугали часть слушателей (зато окончательно завоевали сердца критиков), но быстро вернулись в поп-форму и записали свою главную и самую коммерчески успешную пластинку «Coming Up». Главная песня — в самом конце: финальная баллада «Saturday Night» для слез, поцелуев, зажигалок и всего того, что подходит позднему субботнему вечеру.
Mansun «She Makes My Nose Bleed»
Бритпоп и звуком, и луком нередко флиртовал с глэм-роком, но жители западной Англии Mansun довели этот флирт практически до соития, периодически засматриваясь на достижения в области электроники. В результате этих процессов родился дебютный «Attack of the Grey Lantern», на котором хватало заметных песен. Выбрать можно любую, пусть это будет «She Makes My Nose Bleed» как демонстрация секретного оружия группы: бархатного баритона вокалиста Пола Дрейпера, который в нужный момент красиво срывается в жеманную высь. Секретное оружие попало в цель: Mansun в 1997 году соперничали за первое место британского альбомного чарта с Blur и Spice Girls.
Ash «Girl From Mars»
Три подростка из Северной Ирландии слушали панк-рок, пытались изобразить панк-рок сами (насколько это удавалось подросткам в 1990-х) и даже назвали альбом «1977», но руками газетчиков и ушами слушателей угодили в бритпоп. Забавно, что музыки, которую можно хоть как-то назвать бритпопом, Ash хватило ровно на один альбом — уже на второй пластинке они радикально потяжелели. «Girl From Mars» — мечтатательно-шалопайский номер с вечнозеленым сюжетом про неземную незнакомку. Песня до сих пор остается главным хитом группы.
Dodgy «Staying Out For The Summer»
Бритпоп остросоциальный: под видом отпускного хиточка для фестивалей разворачивается драма — молодой человек объясняет девушке, почему он останется на лето работать. Спойлер: потому что нужны деньги! «Staying Out For The Summer» — одна из главных песен в карьере группы Dodgy, чуть пошумевшей в 1990-х.
My Life Story «It’s a Girl Thing»
Бритпоп с автотюном: раньше My Life Story разыгрывали оперетты с оглядкой на старших коллег The Divine Comedy, но на закате жанра серьезно обновили звук. Один из результатов такого смешения жанров — «It’s a Girl Thing», который и в 2021 году звучит максимально органично с его автотюном и тонкокожей электроникой.
Travis «All I Wanna Do is Rock»
Пару лет спустя Travis заиграются в меланхолию и попадут со своим вторым альбомом в каждый восьмой дом Великобритании (и в наши сердечки). А пока на дворе 1997 год, и четверо шотландцев прыгают в последний вагон бритпопа, списывая с Oasis. Получается смешно, но зрелищно.
Gene «Fill Her Up»
Глазами хейтеров бритпоп (спасибо братьям Галлахерам) быстро стал музыкой по обслуге лэд-культуры, саундтреком выпивки и драки в пабе. Ярлык обидный, но небезосновательный — некоторые песни жанра не оставляли в голове иного зрительного ряда. Яркий, но хороший пример другого взгляда на бритпоп — «Fill Her Up» группы Gene, чей вокалист убедительно давал такого Моррисси для бедных.
Oasis «Fade Away»
Вышедший в 1996 году сборник «Help» (доходы с его продаж шли детям, пострадавшим от военных конфликтов) многим был примечателен. Именно там впервые появилась «Lucky» Radiohead. Именно там Manic Street Preachers впервые что-то спели после пропажи своего гитариста Ричи Эдвардса. И именно там появилась вот эта трогательная акустическая версия би-сайда Oasis — замечательной в своей лаконичности песни о том, что все наши мечты тускнеют со временем, увы. Подпевают и подыгрывают братьям Галлахерам модель Кейт Мосс и ее тогдашний партнер Джонни Депп.
Manic Street Preachers «You Stole From My Heart»
Все знают Manic Street Preachers, как авторов злых песен об обществе потребления и лицемерия вроде «If You Tolerate...», «A Design For Life» или «Faster». Но не менее убедительны они были и в любовной лирике, как в этом надрывном боевике о том, как любишь человека вопреки всему.
Geneva «Dollars In The Heavens»
Шотландская группа прославилась в 1997 году своей пафосной балладой «Tranquilizer». Куда интереснее вот этот психоделический номер 1999 года, который отчасти повторяет сюжет недавнего фильма «Не смотри наверх»: мир в жопе, а богачи ищут радость где-то за пределами Земли. Впрочем, слушатели не стали отдавать за песню ни доллары, ни фунты. Второй альбом Geneva провалился в чартах и группа распалась (распространенная история для многих бритпоп-команд, у которых обычно были два альбома — всем известный и второй).
Catatonia «Mulder & Scally»
Бритпоп считался мужским — даже маскулинным жанром — однако опровержений этому стереотипу полно. Например, валлийцы Catatonia с демонической Керис Мэтьюз во главе. Их главный хит — вот этот бодрейший рок-номер. Поется там не про инопланетян из «Секретных материалов», а про любовь.
Pulp «Mile End»
Главный саундтрек поколения бритпопа — конечно же, музыка из «На игле». Именно оттуда главный хит Underworld «Born Slippy» и лучшая песня Leftfield «Final Hit». А еще оттуда вот этот игривый номер Pulp, в котором рассказывается о беззаботной жизни в сквоте, где «в лифте нассано, а рыбой пахло не по пятницам, а каждый день».
Kula Shaker «Govinda»
Фронтмен Kula Shaker Криспиан Миллс в жизни больше всего любил (и, наверное, любит) две вещи: индийскую религиозную культуру и психоделический рок. Лучший результат этого синтеза — «Govinda», посвящение Кришне/Вишну, похожее на грандиозный безумный трип. Единственная песня на санскрите, попавшая в топ-10 британского чарта.
The Stone Roses «Breaking Into Heaven»
Второй альбом отцов бритпопа The Stone Roses принято ругать за излишнюю затянутость — и не зря. Но конкретно этот психоделический номер — одна из лучших вещей, которые Иан Браун и компания когда-либо выпускали.
The La's «Feelin'»
Если The Stone Roses — отцы бритпопа, то уроженцы Ливерпуля The La's — его дядюшки. Все знают их хит «There She Goes», а мы послушаем не менее замечательный двухминутный ретро-номер «Feelin'».
Иан Браун «Nah Nah»
У фронтмена The Stone Roses была бурная сольная карьера: от судов до работы с Unkle и Шинейд О'Коннор. Но мы больше всего любим его дебютный альбом, где он играется с собственным же наследием в формате лоу-фай. А лучший номер оттуда — вот эта сумрачная баллада с нежным гитарным соло.
Embrace «All You Good Good People»
Это в нулевые Embrace будут дружить с Codplay (те подарят им их главный хит «Gravity») и записывать нежнейший пост-бритпоп. А в конце девяностых они еще пытались переиграть Oasis на их поле: чаще неудачно, но «All You Good Good People» — идеальная стадионная кричалка, какую и братья Галлахеры бы не постеснялись сочинить.
Sleeper «Sale Of The Century»
Многие помнят группу Луиз Венер только по каверу на «Atomic» Blondie из саундтрека к «На Игле», а зря. Восстанавливаем справедливость и слушаем один из их главных хитов, который будто бы подрезан у The Clash в их лучшие годы.
Dubstar «Not So Manic Now»
Dubstar, прославившиеся в 1995 году с хитом «Stars» — пример смешения сразу нескольких важных трендов британской музыки того времени. С одной стороны — передовая электроника, джангловые ударные, трип-хоповая сентиментальность, с другой — осколки психоделии и вокальная манера то ли Шинейд О'Коннор, то ли Моррисси. Получилась одна из наиболее самобытных британских групп девяностых. И одна из самых недооцененных — поэтому слушаем не «Stars», которую все знают, а другой, не менее эффектный, их сингл с дебютного альбома «Disgraceful».