Первое, что мы должны подчеркнуть, начиная говорить о Святом Духе: Святой Дух это Лицо. Мы должны отвергнуть любое злославие и ересь, которые говорят, что Святой Дух это, якобы, некая безличная сила, «просто энергия Бога», «безличная сила Бога».
Вы читаете отрывок из четвёртого тома пятитомника архимандрита Епифания Хаджиянгу «Символ веры. Осмысление». Первый том можно купить по ссылке внизу, следующие тома готовятся нами к изданию. Будем рады вашему мнению в комментариях
Есть еретики, и даже сегодня, это так называемые хилиасты или иеговисты*, которые говорят что Святой Дух, это не Лицо, не Конкретное, Определенное Лицо, но, якобы, Он это просто некая неосознанная и безличная сила. Например, такая же сила как электричество или другая подобная энергия. И эта сила, по мнению таких еретиков — безлична. Например, как ветер, который дует. Этот ветер силён, он может вырывать деревья, но это безличная сила. Таков, говорят еретики, и Дух Святой. Это, по их мнению, сила, энергия Бога, но сила эта, якобы, безлична.
*Решением Верховного Суда Российской Федерации деятельность свидетелей Иеговы признана экстремистской и запрещена на территории России
Что же мы можем на это возразить и ответить? Я хочу, чтобы с этого момента вы были особо внимательны — мы будем говорить сейчас не просто на основании отцов, потому что многие еретики никаких отцов не признают, они просто вычёркивают и не принимают их, даже как тему для обсуждения. Говорят: «Ну кто такие эти ваши отцы? Отцы это ноль без палочки. Давайте разговаривать на основании Священного Писания, или мы с вами вообще разговаривать не будем».
Потому что, как говорят эти, находящиеся в заблуждении несчастные люди, только Священное Писание это богодухновенный текст, только оно одно и ничего больше. Ну что же — хотите так, давайте поговорим так. Будем с вами разговаривать на основании Священного Писания, как вы сами просите.
Мы тоже согласны с тем, что Священное Писание это богодухновенный текст. Поэтому мы берём Библию, Священную Книгу, открываем её и будем искать в ней ответы на эти вопросы. Будем на основании Библии возражать мнению еретиков, которые говорят, что Дух Святой это только некая безличная энергия. Сейчас мы вам на это ответим.
Сам Христос, дорогие братья и сёстры, незадолго до Своих страданий говорил Своим ученикам о Духе Святом, Которого Он пошлёт им после Своего Вознесения. Помните, как Он Его называет? Кто помнит? В Своей необыкновенно важной беседе, которую Он провёл со Своими учениками перед Своими страданиями Он называет Его Утешителем.
«Утешитель» по-древнегречески «Παράκλητος» («параклитос»), от глагола παρακαλώ («паракало»). Глагол «паракало» по-древнегречески значит «поддерживаю, даю силу, дерзновение». Значит «параклит» или утешитель это тот, кто утешает, тот, кто поддерживает, тот, кто даёт силу.
Дословно Христос говорил в этой беседе так : «И Аз умолю Отца, и Иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век»(Ин.14,16). То есть, Я, когда вознесусь на небо и буду рядом с Отцом, попрошу Его и Он даст вам Некоего Другого Утешителя.
Что значат эти слова? Слово «другого», «иного» означает, что до этого момента у учеников был Другой Утешитель.
Был один Утешитель, а вскоре у них, по словам Христа и по Его обетованию будет другой Утешитель. Кто же тогда первый Утешитель, который был у учеников? Сам Христос, конечно. Итак, говорит Христос, я уйду, и Отец пошлёт вам по Моей просьбе и Я сам, как Он скажет об этом позже, пошлю вам — то есть Оба Лица Святой Троицы, пошлём вам Другого, Иного Утешителя, для того, чтобы Он всегда, во веки пребывал с вами. Он пребудет с вами до кончины мира.
Очевидно, что этот Другой Утешитель займёт место первого Утешителя — Христа, Который сейчас уходит на небо. И Этот Второй Утешитель тоже Сущность Личностная — Обладающая характеристиками Личности.
Подобно тому, как Христос это Лицо, то есть, Лицо это Первый Утешитель, так и Второй Утешитель тоже будет Лицом. Потому что, Он будет подобен Первому Утешителю. «Он будет подобен Мне» — так, иными словами говорит Христос. И поскольку Христос это Лицо, то и Иной Утешитель тоже будет Лицом. То есть, Святой Дух это тоже Лицо.
Одной этой евангельской цитаты уже достаточно для того, чтобы опровергнуть все злославные мнения еретиков.
Однако, дорогие братья и сёстры, в следующий раз мы и другие места из Священного Писания приведём, доказывающие, что Дух Святой это не безличная сила, а Лицо.
В следующий раз отец Епифаний продолжит толкование Символа веры. Подписывайтесь, пожалуйста, чтобы не пропустить.
Читайте книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу