Найти тему
Артём Войтенков

Как лунный фотограф помогал Армстронгу делать красивые снимки

Оглавление

Первые снимки с поверхности Луны, сделанные во время высадки Аполлона-11 - стали мировой известностью. За полвека они напечатаны в огромном количестве изданий и показаны во многих документальных фильмах.

Исторический момент - Базз Олдрин спускается по лестнице из лунного модуля
Исторический момент - Базз Олдрин спускается по лестнице из лунного модуля

Для обычного зрителя на этом фото всё кажется достоверным. Лунный модуль, космонавт, горизонт завален, потому что Армстронг снимал не глядя. Убедительно. Но кое-что в этом кадре не соответствует тому, как должно быть на Луне. Глазу профессионального фотографа видно, что это постановочная съёмка. Произведённая с помощью дополнительного студийного оборудования.

По каким признакам это определяется? Сначала вам придётся немного вникнуть, как делается фотография.

Плёнка и экспозиция

Компьютерные мозги в современных фотоаппаратах и смартфонах расслабили людей. Жми на кнопку - всё остальное сделает умная электроника. Однако, во времена полётов на Луну фотографировать было гораздо сложнее.

Снимки делались на плёнку. Изображение на которой получалось под воздействием света. Здесь фотографы столкнулись с разницей восприятия между человеческим глазом и фотоплёнкой.

Проблема возникла из-за низкого динамического диапазона плёнки. Что это?

Динамический диапазон - разница между самой яркой и самой тёмной частями изображения. При малом динамическом диапазоне значительная часть информации теряется - плёнка не может одинаково хорошо, как глаз и мозг, запечатлеть освещённые места и тени.

Снимок из окна лунного модуля. Экспозиция настроена по освещённому лунному пейзажу. Внутри кабина освещена во много раз меньше. Поэтому видимость интерьера лунного модуля оказалась за пределами динамического диапазона плёнки.
Снимок из окна лунного модуля. Экспозиция настроена по освещённому лунному пейзажу. Внутри кабина освещена во много раз меньше. Поэтому видимость интерьера лунного модуля оказалась за пределами динамического диапазона плёнки.
Научно-техничный интерьер кабины.
Научно-техничный интерьер кабины.

Когда снимается сюжет со значительным контрастом, у фотографа имеются два быстрых варианта.

Первый.
Настроить засветку плёнки по светлым участкам. Но тогда пропадают детали в тенях - они сливаются в одно общее чёрное пятно.

Экспозиция настроена по освещённой поверхности. В тенях получилась полная чернота
Экспозиция настроена по освещённой поверхности. В тенях получилась полная чернота

Второй.
Установить экспозицию по теням. В этом случае светлые участки превратятся в в белое пятно без деталей и подробностей.

Хорошо видны детали в тенях, но светлые участки потеряли детализацию.
Хорошо видны детали в тенях, но светлые участки потеряли детализацию.

В любом случае часть деталей - либо в тени, либо на свету - будет утеряна. Классический пример - фото человека на фоне окна или против солнца. Либо получается хорошо видимый человек и выбеленный фон, либо тёмный силуэт.

Снимок против заходящего Солнца. Девушка выглядит тёмным силуэтом
Снимок против заходящего Солнца. Девушка выглядит тёмным силуэтом

Однако, есть способ получить хорошие снимки при сильном контровом освещении. Фотографы идут на хитрость, которую обычно не замечают зрители.

Закат, пейзаж и девушка - всё получилось
Закат, пейзаж и девушка - всё получилось

Фотографы подсвечивают снимаемый объект дополнительным источником света. Таким образом яркость объекта становится сопоставимой с фоном и помещается в динамический диапазон плёнки или матрицы.

Съёмка против Солнца - видно по тени. Фотограф использует переносной прожектор с рассеивателем.
Съёмка против Солнца - видно по тени. Фотограф использует переносной прожектор с рассеивателем.

Источником освещения может быть постоянный прожектор или вспышка. Более лёгкий способ - использовать отражающие поверхности. Такие отражатели специально изготавливаются для фотосъёмки. Чаще всего применяются белые, серебристые и золотистые отражатели.

Подсветка отражателем
Подсветка отражателем

Отражателями могут служить естественные объекты: стена, борт автомобиля и любая другая светлая поверхность.

Разница освещения на Земле и Луне

Для Земли и для Луны главный источник освещения одинаков - Солнце. Однако, на Земле имеется довольно густая атмосфера, которая насыщена водяными парами и пылью. Смесь газов, капельки воды и пыль рассеивают падающий солнечный свет. Атмосфера снижает яркость светлых участков и подсвечивает тёмные.

На Луне атмосферы почти нет. Поэтому даже низкое Солнце будет безжалостно лупить своими лучами сильнее, чем в земных тропиках. Рассеивать солнечный свет нечему. Поэтому разница в освещённости между светлыми и тёмными участками на Луне будет больше, чем в любом месте Земли.

Аполлон-11 сел в ровной местности. Никаких заметных холмов и кратеров. Лишь незначительные перепады рельефа, которые не смогут послужить отражателями света. Особенно при столь низком положении Солнца над горизонтом.

При фотосъёмке Армстронгу придётся либо жертвовать детализаций в тенях, либо на светлых участках. Других вариантов нет в принципе. Что видно на снимках.

Экспозиция по светлым участкам. В тени вообще ничего не видно, опора лунного модуля слилась с грунтом в черноте.
Экспозиция по светлым участкам. В тени вообще ничего не видно, опора лунного модуля слилась с грунтом в черноте.
Пластина в тени получилась хорошо. Но поверхность Луны чрезмерно засвечена
Пластина в тени получилась хорошо. Но поверхность Луны чрезмерно засвечена

Как Армстронг сделал невозможное во имя Америки

Но серия фотографий, где Олдрин спускается из модуля, выделяется иным освещением. Эти кадры важны для космической пропаганды и для Америки. Поэтому снимок обязательно должен получится и выглядеть смотрибельно.

Мега важный супер кадр, который всегда показывают
Мега важный супер кадр, который всегда показывают

Лунный модуль сел так, что люк и лестница оказались с противоположной стороны от Солнца. Чтобы снять спускающегося Олдрина, Армстронгу пришлось фотографировать почти против света. Как в вышеприведённых фото с девушкой на закате.

Если бы Армстронг настроил экспозицию по освещённому грунту, то у него получилось бы вот так:

Реконструкция кадра с настройкой экспозиция по светам
Реконструкция кадра с настройкой экспозиция по светам

Лунный модуль и Базз слились бы в один тёмный силуэт с плохо различимыми деталями.

В случае настройки экспозиции по скафандру Олдрина, находящемся в тени, получилась бы другая картина:

-14

Грунт на снимке был бы сильно пересвечен и стал совсем белым.

Оба варианта являются браком и выглядят некрасиво. Столь важный снимок спуска американца на Луну окажется непрезентабельным!

Поэтому Олдрин, модуль и освещённый грунт - всё получилось видимым и уложилось в динамический диапазон плёнки. Как Армстронгу удалось этого добиться? Обычным методом, который используют фотографы на Земле - подсветкой.

Откуда космонавт взял подсветку? Он не брал. Армстронг в этом деле вообще не напрягался. Ему помог лунный фотограф. Который ждал высадку американцев с заранее подготовленным оборудованием. Профессионал, знающий, как сделать хорошие фотографии - важный специалист в первом полёте на Луну.

Но профессиональная деятельность лунного фотографа заметна другим профессионалам.

Улики дополнительного освещения от лунного фотографа

Наличие дополнительного света, который подсвечивает тень, определяется по следующим признакам.

1. Неестественно высокий уровень освещённости теневой стороны.

Это мы с вами разобрали.

2. Блики на металлических поверхностях с теневой стороны.

Лунный модуль сделан из металла и обтянут красивой золотистой фольгой - которая должна уменьшать нагрев аппарата от солнечных лучей. Но металлические поверхности - это же зеркало, которое отражает то, что находится за спиной фотографа. На серии снимков со спускающимся Олдрином металл сильно бликует.

Вот фото лунного модуля, когда его не подсвечивали прожектором с теневой стороны.

Где красивые яркие блики фольги в тенях?
Где красивые яркие блики фольги в тенях?
Теневая сторона лунного модуля без подсветки
Теневая сторона лунного модуля без подсветки

Выглядит довольно грустно, без красивых ярких бликов золотой фольги. Сравним с фотографией, где подсветка применялась.

Красота! Дорого, научно, богато!
Красота! Дорого, научно, богато!

Блестит даже фольга на замке люка, который должен быть в глубокой тени.
Блестит даже фольга на замке люка, который должен быть в глубокой тени.

Фольга ярко сверкает, отражая свет прожектора. Такого не может быть в лунной тени!

Металлическая стенка лунного модуля сработала как зеркало, и отразила источник освещения.

Смотрите в правый верхний угол
Смотрите в правый верхний угол
Блик с теневой стороны
Блик с теневой стороны

Такого мощного блика не должно быть в тени! Это бликует прожектор.

Металлическое сопло двигателя ориентации тоже ярко освещено с теневой стороны.

Металлическое сопло отражает хорошую освещённость против Солнца.
Металлическое сопло отражает хорошую освещённость против Солнца.

3. Направленность лучей подсветки

Опытный взгляд отслеживает направление подсветки. По теням можно можно определить местоположение рефлектора.

Источник света, идущий снизу, осветил космонавта, находящегося внутри лунного модуля.
Источник света, идущий снизу, осветил космонавта, находящегося внутри лунного модуля.

Прожектор подсветки стоит примерно на высоте метра и направлен под углом вверх на люк лунного модуля. Поэтому так хорошо высвечен космонавт, который должен находится в глубокой тени.

Направление подсветки хорошо прослеживается
Направление подсветки хорошо прослеживается
Свет почти перпендикулярен подошвам вылезающего на этом снимке Олдрина.
Свет почти перпендикулярен подошвам вылезающего на этом снимке Олдрина.

Лучи направлены параллельно телу космонавта. Подошвы стоят перпендикулярно к свету и протектор на них почти не даёт падающих теней.

Попытки объяснить невероятное

Очевидный профессионалам фотографам прожектор дополнительной подсветки на Луне - сильно огорчает верующих в правдивость Америки и космической пропаганды. Они начинают искать объяснения, как такой мощный свет мог появится естественным путём.

Разберём их доводы.

1. Отражение света от грунта

Свет от Солнца падает на лунную поверхность и отражается. Что тут непонятного?

Увы, грунт не может давать столь мощную подсветку. Солнце в момент съёмки находилось низко над горизонтом. Высота всего 13 градусов. По длинным теням на других фото высота Солнца хорошо прочитывается.

Угол падения лучей равен углу отражения. Неровный лунный грунт слега рассеивал падающий солнечный свет в разные стороны. Но создать сильную подсветку теней не мог.

Это хорошо видно на многих других снимках с полностью чёрными тенями, которые никак не подсвечены.

Тени черны беспросветно
Тени черны беспросветно

Мало того, грунт, который в теории мог бы давать подсветку, сам находится в тени большого лунного модуля.

Спустившийся Олдрин стоит в тени от лунного модуля
Спустившийся Олдрин стоит в тени от лунного модуля

2. За спиной Армстронга холм или кратер

Свет отражается от крутых стенок и подсвечивает зад спускающегося Олдрина! Мы нашли объяснение! А ты нам про лунного фотографа заливаешь!

Однако, мы хорошо знаем, что находится за спиной у Армстронга - почти ровная поверхность. Он нарочно заснял - панорамой.

Съёмка в направлении лучей Солнца. Справа тень от лунного модуля
Съёмка в направлении лучей Солнца. Справа тень от лунного модуля

Никакой обширной площади, находящейся под углом к лучам Солнца, которая могла бы дать столь значительную подсветку - нет.

3. Подсветку даёт скафандр Армстронга

Эх ты, фотограф! Не учёл, что белый скафандр - это ходячий отражатель.

Верно, солнечный свет будет отражаться от скафандра. Но космонавт в скафандре - не плоский отражатель. Основная часть света, упавшая на скафандр, отразится в разные стороны. По причине объёмности фигуры и равенства углов падения и отражения света.

Для столь значительной подсветки, которую мы видим на лунных фото, будет мало одного космонавта. Пусть даже героического американца. Чтобы создать подсветку такой мощности и площади, требуется отражающая плоскость с минимальными размерами 2х3 метра.

Несколько снимков, на которых мы наблюдаем дополнительную подсветку, точно сделаны из тени. На этом фото Армстронг стоит близко к лестнице, почти у опоры модуля и снимает вверх. Он находится в тени! На скафандр Армстронга не падает солнечный свет. Но подсветка имеется - да какая сильная!

Нужно только поверить в силу американской космонавтики - и скафандр в тени будет испускать мощный свет
Нужно только поверить в силу американской космонавтики - и скафандр в тени будет испускать мощный свет

Каким образом, скафандр стоящего в тени Армстронга смог отбросить такой мощный блик на металлическую стенку лунного модуля? Согласно элементарной школьной физике, в которой угол падения света равен углу его отражения, мы вообще не должны видеть в вертикальном металлическом листе обшивки бликов и отражений ни космонавта, ни поверхности. Там должна отражаться чернота лунного неба.

Это же американский металл американского модуля. Он отражает что захочет и куда захочет. Ему плевать но советские учебники физики
Это же американский металл американского модуля. Он отражает что захочет и куда захочет. Ему плевать но советские учебники физики

Положение Армстронга в тени дополнительно определяется по засветке объектива. В то время объективы либо не имели просветляющего покрытия, либо оно действовало слабо. Свет от Солнца, упавший на линзу, давал хорошо заметную засветку - в виде лучей и светлых пятен разнообразной формы.

Хорошо видимая засветка объектива от солнечных лучей
Хорошо видимая засветка объектива от солнечных лучей

Поэтому часть снимков, где обнаруживается подсветка - Армстронг точно сделал, не будучи освещённым лучами Солнца.

Фотографируя выползающего из люка Олдрина, Армстронг переместился и вышел из тени. Это видно засветке объектива. Однако, свет, падающий на Базза, нисколько не изменился. Если бы подсветкой был скафандр Армстронга, то наиболее освещёнными местами скафандра Олдрина стали бы боковая поверхность ранца, бока ботинок. Но основной свет идёт в подошвы космонавта и нижнюю часть ранца.

Армстронг точно стоит на свету
Армстронг точно стоит на свету
Подошвы и низ ранца перпендикулярны к источнику света, поэтому лучше освещены
Подошвы и низ ранца перпендикулярны к источнику света, поэтому лучше освещены

Виртуальный обман верующих

Но фирма Nvidia воссоздала в трёхмерном моделировании сцену высадки на Луну с полной трассировкой лучей. То есть просчитывались отражения света от поверхностей. Этот опыт показал, что освещение правильное.

Симуляция лунного освещения от Nvidia
Симуляция лунного освещения от Nvidia

В виртуальном мире можно проводить любые опыты. Виртуальный мир подчиняется формулам и алгоритмам, которые пишут люди. В программах архитектурного моделирования можно осветить спортзал одной спичкой. Всего-то сдвинуть пару ползунков отражаемости материалов - компьютер посчитает и выдаст нужную картинку. Для верующих достаточно.

Ещё одна симуляция лунного освещения от Nvidia. Видите, как ярко освещён спускающийся космонавт! Потому что Солнце здесь передвинуто и светит космонавтам в спину.
Ещё одна симуляция лунного освещения от Nvidia. Видите, как ярко освещён спускающийся космонавт! Потому что Солнце здесь передвинуто и светит космонавтам в спину.

Сохраним веру!

Посещение американскими космонавтами Луны - это вера. Люди всегда защищают свою веру и готовы за неё умереть. Иначе получится, что их нагло обманывали. Признаться себе в этом могут только сильные. Поэтому все остальные будут дальше находить разнообразные оправдания искусственной подсветке теней.

Придумают, что светилась лампочка в рации Армстронга, что это свет от Юпитера, который пролетал мимо, что таковы свойства лунного вакуума у поверхности и много других глупостей. Главное - сохранить веру!

Выводы

Знаменитые кадры спускающегося на Луну космонавта были сняты с дополнительным источником света. Который подсвечивал тени и позволил запечатлеть детали как в светлых, так и в тёмных областях.

Никакого, совпадающего с официальной легендой полётов на Луну, дополнительного источника света у Армстронга не было. Получить такую подсветку естественными способами невозможно.

Съёмка окончена, забирай софтбоксы!
Съёмка окончена, забирай софтбоксы!

Американским космонавтам пришлось прибегнуть к помощи лунного фотографа и его оборудованию. Во имя всего человечества!

Другие статьи о полётах на Луну
Односторонний американский флаг на Луне