Периодически нам задают вопрос: «А вот ввезу я по запчастям автомобиль, и что, и как таможня узнает, что это на самом деле авто?».
Таможня, может, и не узнает. Только ПТС на импортный автомобиль сам собой не появится: данные о декларации на товар, по которой было ввезено авто, необходимы для его получения. Без ПТС, соответственно, вы не сможете поставить автомобиль на учет, получить номерные знаки и ездить по дорогам общего пользования. В гараже можно поставить такое авто как экспонат и любоваться.
В России есть процедура, позволяющая, грубо говоря, на самодельный автомобиль получить ПТС. Но это если он собран из агрегатов от разных авто. Сперва потребуется оформить свидетельство о безопасности конструкции ТС у уполномоченного сертификационного органа. Но на экспертизе проверяют, правда ли это самодельное авто из нескольких «доноров» или такой вот собранный конструктор, ввезенный по кривой схеме. И шанс быть раскрытым крайне высок.
Есть другая схема, когда под готовый ПТС ввозят по запчастям автомобиль, собирают здесь, перебивают VIN-номера, ставят на учет. Но так завозят автомобили не самые простые люди, которые в интернете прочитали про такую схему и решили попробовать. Поэтому не стоит питать иллюзии, что можно вот так просто взять и обвести правоохранителей вокруг пальца. На таких энтузиастах таможня, ГИБДД и пр. и наращивают свои показатели раскрываемости преступлений.
Ввоз по частям оборудования с целью не получать разрешительные документы
Бывает и такое, что какой-нибудь другой товар, а не транспортное средство, пытаются ввезти по частям.
Хотя часто сложное многокомпонентное оборудование можно вообще ввезти с 0% ставкой таможенной пошлины и 0% НДС.
Если это совсем многоузловая установка, производственная линия, то через ФТС оформляется классификационное решение на многокомпонентное оборудование в разобранном виде. Такой способ позволяет существенно облегчить сам процесс декларирования, ведь тогда заявляешь не код каждого компонента (насоса, помпы, креплений, шлангов, конвейерных лент и пр.), а один код на всю установку. А кроме того почти всегда ставка пошлины по такому единому коду оказывается ниже (если не нулевой), чем пошлины по каждому артикулу в декларации в совокупности. Может так повезти, что и НДС на эту установку будет равен 0%.
Но те, кто рассматривает вариант ввоза какого-то оборудования/станка по составным частям, в основном преследуют целью уход от процедуры оценки и подтверждения соответствия (потому что долго и платно). Однако это рисковая затея, особенно с тех пор, как налоговая получила доступ к базе таможенников.
«Года два назад я отказался от подобного заказа на ввоз. Меня обозвали «непро» и, гордо бортанув с деньгами (хотя я им китайцев искал и подписал всё), повезли с теми, кто повез по запчастям, — рассказывает наш товарищ из числа агентов по Китаю. — А через год они подали на возврат НДС, и налоговая спросила «А откуда у вас эта продукция, на чём была сделана?», и цепочку не приняли, потому что ввезли-то запчасти, а на запчастях деталь произвести нельзя».
То есть на баланс такой «конструктор» поставить не получится, потому что налоговая живо заинтересуется его происхождением. И если вы будете выпускать товары на каком-то из воздуха взявшемся станке, то камеральная проверка не заставит себя ждать. А там налоговая поднимет таможенные декларации и увидит 100500 ваших документов, где по отдельности декларировались болты, гайки, шестеренки и т.п. Нехорошо получится, чревато. Заведут дело, пригласят в суд, докажут вину и умысел.
Правда в том, что на каждую такую «оптимизаторскую» схему у таможни, налоговой, ГИБДД и прочих структур выработаны контрсхемы выявления и реагирования. Ведь контрабандисты разного пошиба не вчера появились.
Поэтому просто забудьте вы про все эти кривые попытки наколоть государство, оно не такое уж глупое. А закон суров и непреклонен.
А если вам нужно грамотное таможенное оформление, после которого вас не будут таскать по судам и после которого к вам не нагрянет СОБР с ОМОНом, обращайтесь вот к этим ребятам.