"Разве это не стоит того, что у нас есть, даже если завтра все это полетит к чертям и всю оставшуюся жизнь нам придется платить проценты по счету?"
- Нет, того не стоит.
Возраст взывает к осмыслению опыта взрослого земного бытия. И вместо бесшабашных прыжков через радугу (как на заре юных дней) теперь приходится просчитывать варианты, включать благоразумие, цинично иронизировать, обдумывать. Вот и захотелось мне перечитать роман У. Фолкнера "Дикие пальмы"(1939). Ведь помню, что там кромешная невыносимость лёгкости бытия изображена, взрослая жизнь без прикрас..
Мне весьма любопытно сравнить с сегодняшним моим ощущением дня. Читал двадцать лет назад уже, и книга эта послужила мне своеобразной путевкой в океан взрослой жизни тогда. И была воспринята с восторгом ниспровергающей все устои и шаблоны юности..
И как же по другому прочитал я её сейчас! Ведь с совершенно противоположными чувствами!
О чем роман? Об обреченной любви М и Ж в современном обществе. О свободе. О протесте против пены дней. С одной стороны (линия Гарри и Шарлотты). И о смирении перед океаном жизни, об ответственности, долге (линия Старика), с другой. Роман-кентавр, как обозначил это произведение один из исследователей. Две сюжетно не пересекающиеся истории, объединённые разными ответами на одни и те же вопросы.
Сюжет первой истории коротко таков:
27-летний врач-стажер Гарри (в оригинале Henry) бросает интернатуру (доучиться и получить статус и мат. обеспеченность оставалось всего 2 месяца!) из-за вдруг вспыхнувшего чувства к замужней домохозяйке Шарлотте, матери 2 маленьких дочерей.
25-летняя Шарлотта тяготится рутиной семейного быта и чуть ли не с первого взгляда назначает Гарри на роль избавителя. Они уезжают подальше отэтоговсего, чтобы прожить жизнь так, чтобы потом не было мучительно больно. Но от судьбы не уйдешь, как писал Еврипид, все кончается трагически. Настолько физиологически трагически, что в свои 18-19 лет я был несколько шокирован. Борцы с абортами могут взять "Дикие пальмы" как транспорант для контрпропаганды.
Вторая же история такова:
заключенный волею судьбы оказывается на свободе, при наводнении он должен спасти (как оказалось) беременную женщину и вернуться в тюрьму. Принципиально важно, что вернуться он хочет сам, по доброй воле. (К слову, за это ему впаяли ещё +10лет). Его путешествие - почти сафари, почти "Старик и море" Хемингуэя.
То есть, автор как бы намекает: одни жертвуют всем ради свободы, другой отдаёт все за не свободу.
Первая история сегодня возмутила меня до глубины души (ранее ведь ее воспринимал в шекспиро-панковском ключе).
Гарри оказался совершенным кретином, слабовольным великовозрастным "мямлей" и, как следствие, причиной разрушения чужих судеб.
Шарлотта - взбалмошная эмоциональная самодурствующая идеалистка, строящая отношения с Космосом исключительно в ультимативной форме. Нет денег - нет любви. Не хочешь уехать - я в тебе ошиблась. Не погубишь своего ребёнка (ради нашей любви и свободы!) - значит, все напрасно. И так далее.
Удивительно, многие, по отзывам, воспринимают это как Ромео и Джульетту. Пожалуй, и я, не хлебнув лиха, так осмыслял. Но сейчас скажу следующее. Думаю, Фолкнер (допускаю, что осознанно) вывел в этой истории среднего обывателя, того, кого сегодня принято называть польским словом bydło. Это ж каким бивнем надо быть, чтобы 2 (два, Карл!) месяца не доучиться ради вашей и нашей своей "свободы"! Каким жалким соглашателем, чтобы потакать безумию эмоций своей спутницы, а в обретенной такой ценой свободе думать только о деньгах (о том, что их нет и мывсеумрем)..
И как апофеоз - невнятное сопротивление абортированию собственного ребёнка, его неумелое исполнение, приведшее к смерти той, ради чего все. Брр.. сатанизм какой-то.
Шарлотта - того же поля ягода. Оставить двух дочек, умолять (в тоне ультиматума) об аборте, твердить о детях, что "они причиняют столько страданий", "мы не можем себе это позволить"и т.д. Как бы я сегодня назвал людей с таким мышлением?! Это скудоумы. Именно так ограниченные бюргеры вполне могут представлять себе любовь, свободу и бог весть что ещё. Видеть в этом Шекспира - увольте. Словно у них нет одного измерения.. Умственной стратегии и ..христианской надстройки что ли.
Мне скажут, попробуй стратегически поразмышляй в омуте страстей. Но там и страсти-то толком нет - а серое их представление о чувствах, насколько понял. Да и не юные они, чтобы так безбашенно себя вести.
Именно это своё впечатление хотел зафиксировать. Сюжетно-психологическое, не филологическое. Из разряда феноменологии что ли.
В общем, хоть и заставляющий задуматься, провокационный, но не лучший роман Фолкнера. В связи с этим очень захотелось перечитать сверхъэкспериментальный его роман "Шум и ярость".
Ps Нет, ну были бы они космонавтами или рок- там звёздами.. Целеустремленными творцами..
Pps Ещё понравилась простая фраза, относящаяся к горнорабочим, не говорящим по-английски, которым не платят (и не собираются) зарплату, а они по-детски верят, ждут и надеются. Эти слова ведь можно рассмотреть и шире: человек не хочет принимать тлен, боль и смерть, он хочет розовые очки, через которые как бы все хорошо. Вот эти слова: "Может быть, только в заблуждении человек и бывает счастлив?"
В наш век разобщения и пандемии лайки и репосты становятся сущностными жестами неравнодушия. Не стесняйтесь, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ