Два альбома в один год обеспечили классикам прог-рока полвека славы.
В феврале 1971 года группа выпустила одноименный лонгплей "The Yes Album", а девять месяцев спустя — "Fragile". Две исключительные пластинки, утвердили позиции прог-рока в шоу-бизнесе и обеспечили Yes стабильную работу на предстоящие десятилетия.
По воспоминаниям клавишника группы Рика Уэйкмана "The Yes Album" поставил на место менеджеров звукозаписывающих компаний, постоянно советовавших как следует им играть свою музыку. "Fragile" - всем показал, что Yes это актуальная группа, идущая в ногу со временем.
К 1971 году группа находилась на грани забвения. Два записанных на тот момент альбома "Yes" (1969) и "Time and a Word(1970) не смогли найти свою аудиторию.
Ситуацию изменил приход двух новых музыкантов Рика Уэйкмана (Rick Wakeman) и гитариста Стива Хау (Steve Howe). Помимо них, для группы конфигурация, включавшая основателей Джона Андерсона (Jon Anderson), Криса Сквайра (Chris Squire), Тони Кэя (Tony Kaye) и Билла Бруфорда (Bill Bruford) оказалась золотой.
ФАКТ
Рик Уэйкман не участвовал в записи "The Yes Album". Он заменил клавишника-основателя Тони Кэя на альбоме "Fragile", который вышел на девять месяцев позднее 26 ноября 1971 года.
В совокупности эти две пластинки длятся немногим более 81 минуты, но каждая из них наполнена талантом и звездным светом.
Спустя много лет Yes превратились в две группы. Обе формации оказались успешными. В конце 80-х Yes vs AWBH, позднее Yes vs ARW (Андерсон - Рабин - Уэйкман). Ничего из этого не было бы возможным, если бы у группы, не случился этот "annus mirabilis" (чудесный год, лат.) в 1971 году.
По правде говоря, мгновенного успеха на самом деле не существует. Yes усердно трудились и терпели неблагодарную публику на разогревах у топовых рок-звезд. Например, самое известное их провальное выступление случилось в ноябре 1968 года на прощальном концерте Cream в Королевском Альберт-Холле. Мертвую тишину в зале на всю жизнь запомнил тогда еще 19-ти летний барабанщик Билл Бруфорд.
"Уверяю вас, звук барабанной палочки, кувыркающейся по деревянному полу и ударяющей в бас-барабан в битком набитом Альберт-Холле, — это самый громкий звук, который я когда-либо слышал", — писал он в своих воспоминаниях. Еще ему запомнились огромные тени от двух бас-барабанов Джинджера Бейкера (драммер Cream). Клавишнику же Тони Кею приходилось маскировать свой орган Vox Continental так, чтобы он был похож на Hammond.
Провал первых двух альбомов, по мнению критиков, был обусловлен стремлением группы взять неподъёмный вес. Их технический уровень не справлялся со сложностью собственного материала, содержавшего, например, струнные оркестровки и тд. Даже крупный лейбл Atlantic не смог вывести Yes в Топ-40.
Группа подписала контракт с Атлантик рекордс в то же время, что и Led Zeppelin, и King Crimson, но у них дела шли очень не плохо. Это сильно влияло на настроение музыкантов, что и послужило одной из главных причин изменений в составе. Андерсон, прозванный в группе за тягу к лидерству и невысокий рост "Наполеоном", внес весомую долю в увольнение тяготеющего к классическому рок-н-роллу гитариста Питера Бэнкса (Peter Banks). Его сменщик Стив Хоу идеально вписался со своей академичностью в камерное звучание Йес.
Новый звук сильно впечатлил клавишника Рика Уэйкмана. Он вместе с группой Strawbs однажды выступал на разогреве Yes. Для него, шоу Йес стало откровением. По его словам, они делали все не как другие группы, у них был свой взгляд на инструменты и оборудование. Например, Хау не играл, как многие на Фендере Стратокастере, а предпочитал полуакустический Гибсон. Даже Андерсон выглядел не как фронтмен, рядом с высокими коллегами.
"Единственным человеком, который, как я полагаю, выглядел нормально для рок-группы, был Тони Кей, который использовал орган Hammond. Меня потрясло их игрой, аранжировками и стилем. Они не были похожи ни на кого, и я подумал, а ведь это будет отличная группа", - вспоминает Уэйкман.
Раскрутить третий лонгплей "The Yes Album" помог счастливый случай. Как говорится, чтобы выиграть миллион, надо хотя бы билет купить. У группы уже было всё - отличный альбом и слаженный коллектив - осталось только подняться на вершину.
"В период с января по март 1971 года проходила общенациональная почтовая забастовка. Журнал Melody Maker, который печатал национальный хит-парад, приостановил работу. Образовавшийся вакуум заполнил Ричард Брэнсон, основатель компании Virgin, который составлял собственный список. Все газеты начали перепечатывать информацию у него. Парень, которому принадлежат чарты, ставит то, что хочет. Менеджер Брайан Лейн сказал, что поможет нам попасть в чарты. Люди болтают, пара сотен фунтов переходит из рук в руки, и, не успеешь оглянуться, ты уже в чартах. Это то, что заставило Yes двигаться дальше", - вспоминает Бруфорд.
Какие бы скелеты не скрывались в том шкафу, тем не менее "The Yes Album" прорвался на седьмую строчку. Это был первый раз, когда пластинка Yes попала в топ-40 Великобритании, а затем заняла 4-е место в официальном чарте страны.
А ведь, если бы не вездесущий #Брэнсон, история рока могла пойти иначе.