Найти тему

Неолитическая революция сделала жизнь более трудной

Неолитическая революция началась 11 000-12 000 лет назад на Ближнем Востоке и со временем распространилась по всему миру. Но хотя сельское хозяйство и животноводство позволили кочевым общинам обосноваться и процветать, новое исследование одной из последних оставшихся в мире общин охотников-собирателей на Филиппинах показывает, что за это пришлось заплатить огромную цену.

К такому выводу пришел доктор Марк Дайбл из Кембриджского университета, который провел два года, живя с аетами - коренным народом Филиппин, чьи средства к существованию по-прежнему зависят от собирательства, охоты и рыболовства. Некоторые аэта постепенно переходят к оседлому образу жизни и занимаются сельским хозяйством. Дайбл и его коллеги внимательно наблюдали за общиной, как за теми, кто продолжает добывать пищу путем сбора съедобных растений и охоты, так и за теми, кто увидел свою возможность в сельском хозяйстве.

Результаты наблюдений команды ученых были опубликованы в журнале "".

Каждый день, через регулярные промежутки времени между 6 утра и 6 вечера, исследователи записывали, чем занимались их хозяева. Они вели аналогичные записи в десяти общинах, где они жили. В результате было составлено подробное ежедневное расписание 359 человек. Исходя из этого, они подсчитали, как члены этих сообществ распределяют свое время между отдыхом, уходом за детьми, домашними делами и работой вне лагеря.

Проанализировав сообщества чисто собирателей-охотников и сравнив их с теми аэта, которые занимались частичным земледелием, исследователи заметили, что последние работали больше и посвящали этому больше времени, чтобы прокормить себя. Они подсчитали, что в среднем частично земледельческие сообщества работали около 30 часов в неделю, в то время как сообщества, занимавшиеся исключительно собирательством и охотой, работали только 20 часов в неделю.

объявление

Оказалось, что эта разница во многом объясняется тем, что женщины отвлекались от домашних дел для работы в поле. Исследование показало, что женщины, живущие в общинах, наиболее вовлеченных в сельское хозяйство, имели в два раза меньше свободного времени, чем те, кто жил в общинах собирателей-охотников.

- Долгое время считалось, что переход к сельскому хозяйству представляет собой прогресс, позволяющий людям избежать тяжелого и опасного образа жизни. Но как только антропологи начали работать с сообществами охотников-собирателей, они стали подвергать сомнению это повествование, обнаружив, что сообщества охотников-собирателей действительно имеют много свободного времени. Наше исследование представляет собой одно из самых четких доказательств в пользу этого, - сказал Дайбл.

Записи ученых показывают, что взрослые Ает проводили в среднем 24 часа в неделю днем, работая вне лагеря, около 20 часов в неделю занимались домашними делами и имели около 30 часов свободного времени. Однако исследователи обнаружили, что распределение времени у разных взрослых существенно различается.

объявление

Как среди мужчин, так и среди женщин 30-летние имели наименьшее количество свободного времени. Однако в последующие годы его длина неуклонно увеличивалась. Исследователи также отметили различия между полами. Женщины тратили меньше времени на работу вне лагеря и больше времени на домашние дела и уход за детьми, чем мужчины, хотя мужчины и женщины имели одинаковое количество свободного времени Однако исследование показало, что переход к сельскому хозяйству оказал непропорционально большое влияние на жизнь женщин.

- Это может быть связано с тем, что сельскохозяйственные работы легче разделить между полами, чем охоту или рыбалку. Однако могут быть и другие причины, по которым мужчины не готовы или не могут уделять больше времени работе на ферме. Это требует дальнейших исследований", - признал Дайбл.

- Мы должны быть очень осторожны, когда сравниваем современные сообщества собирателей и охотников с доисторическими. Но если ранние фермеры действительно работали больше, то возникает важный вопрос: почему люди стали заниматься земледелием? - отметила Абигейл Пейдж из Лондонской школы гигиены и тропической медицины, соавтор исследования. - Количество свободного времени, которым пользуются аэта, свидетельствует об эффективности образа жизни собирателя-охотника, признал Пейдж.