Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Байден решил построить новый мировой порядок за счет разрядки с Россией?

Такой сценарий дал бы США преимущество перед тоталитаризмом и экспансионистскими устремлениями Китая. Президент США Джо Байден может вызвать кардинальные изменения на мировой арене, объединив Соединенные Штаты с Россией против Китая. В этом сценарии у России появится возможность присоединиться к западной цивилизации, положив конец тысячелетнему расколу.

Российско-украинский кризис и нынешний диалог между США и Россией по этому вопросу могут предоставить возможность перезагрузить отношения между двумя странами и коренным образом изменить глобальное распределение власти. Байден стремится к разрядке напряженности в отношениях с Россией и хочет заручиться поддержкой президента России Владимира Путина, чтобы дать отпор Китаю, истинному международному вызову Америки.

Байден - опытный игрок в мировой политике. Он сосредоточился на международных отношениях в качестве сенатора США, дважды занимая пост председателя сенатского комитета по международным отношениям (2001-03 и 2007-09). В качестве вице-президента он активно занимался иностранными делами при администрации Барака Обамы и играл ключевую роль в формировании политики США в Ираке. Байдену ясно, что соперничество между США и Китаем является определяющей чертой внешней политики эпохи. Подъем Китая и его агрессия против демократического Тайваня потребуют много американской энергии. Поэтому было бы целесообразно разрешить американо-российский спор по поводу Восточной Европы, позволив Вашингтону сосредоточиться на своей главной задаче. Конечно, потепление в отношениях предпочтительнее конфронтации из-за Украины.

Байден мог удивить наблюдателей грандиозной «киссинджеровской дипломатией», не обладая интеллектуальным багажом бывшего госсекретаря. Попытка отделить Россию от Китая была бы подобна поездке Ричарда Никсона в Китай в 1972 году, которая оторвала Китай от России и, в конечном итоге, помогла США победить в холодной войне. Такой шаг привел бы к радикальному изменению баланса сил и мог бы значительно усилить влияние Америки в международных делах.

Расширяющаяся пропасть. Позиция Америки после окончания холодной войны в отношении России была проблематичной. В 1990-х появилась возможность включить Россию в западную архитектуру безопасности. Россия, характеризующаяся возрождением христианства и желанием модернизироваться и интегрироваться в глобальную экономику, могла бы привести к интеграции с Западом или, по крайней мере, снизить напряженность и приобрести ценного союзника.

Но, расширение Организации Североатлантического договора и Европейского союза на восток игнорировало историческую чувствительность России и усилило восприятие угрозы российскими лидерами, проигравшими в холодной войне. Более того, военные учения НАТО в странах, граничащих с Россией, по понятным причинам, усилили восприятие угрозы в Москве. Попытки Запада оказать политическое влияние на Украину, столь близкую к центру России, и последующее введение экономических санкций против России за ее действия в Крыму и на Украине помогли оттолкнуть Россию. Давление Запада на Россию также могло привести к частичному соглашению между Китаем и Россией. Китайская демографическая угроза в Сибири и борьба за Центральную Азию были отброшены в сторону, чтобы сформировать антиамериканский фронт.

Байден мог бы попробовать другой курс: бросить вызов стандартной политкорректности, признав Крым российской территорией и отменив санкции против России. Это было бы трудно проглотить, но Запад мог бы принять «финляндизацию» Украины, чтобы развеять страхи России. Ведь Москва терпела демократическую Финляндию на орбите российской безопасности во время холодной войны. Более того, в этой стратегии заложен потенциал интеграции России с Западом. В конце концов, Россия культурно является частью западной цивилизации во многих смыслах. Русская литература, музыка, балет и христианское наследие являются естественными связями.

Москва, скорее всего, приветствовала бы разрядку напряженности в отношениях с Вашингтоном из-за его объятий с Пекином. Объединение с Китаем сохраняет за Россией младшую роль в формирующейся международной системе. Напротив, переход на другую сторону может свидетельствовать о центральном положении России и ее значимости в мировых делах. Байден мог бы извлечь огромную пользу из союза с Россией, чтобы противостоять тоталитарным и экспансионистским импульсам Китая.

В декабре Байден подписал оборонный бюджет, предусматривающий расходы в размере 768,2 млрд. долларов, подтолкнув модернизацию вооруженных сил в условиях усиливающейся конкуренции с Китаем. Законопроект включает 7,1 миллиарда долларов на Инициативу тихоокеанского сдерживания и заявление Конгресса о поддержке защиты Тайваня, меры, очевидно, направленные на противодействие влиянию Китая в регионе.

Примечательно, что Байден пригласил Тайвань на саммит за демократию в начале декабря. В октябре он заявил, что США «обязаны» защищать Тайвань, и заявил, что остров «независим». Каждый раз представители администрации торопились пояснить, что в политике США не было никаких изменений, что создавало двусмысленность, но США, похоже, постепенно предлагают Тайваню военный зонтик. Япония уже продвинулась в этом направлении.

Байден мог бы заручиться поддержкой европейских союзников, в частности Германии, для сближения с Россией. Многие европейцы предпочитают, чтобы США несли большую часть их оборонного бремени, стараясь при этом не вызывать вражды с Россией. Байдену потребуются видимые выгоды, чтобы представить любую грандиозную сделку с Россией Конгрессу и американскому народу. Более того, еще неизвестно, сможет ли он преодолеть антироссийские настроения в своей собственной Демократической партии, оборонном истеблишменте и Конгрессе.

Услуга за услугу? Большой вопрос, конечно, заключается в том, что даст взамен Россия за изменение политики США. Готова ли Россия разорвать фактический союз с Китаем? Готова ли Москва отказаться от своих уютных отношений с иранским режимом, чтобы стать союзником США в борьбе с распространением ядерного оружия и воинствующим исламом? Согласился бы Путин на маленькую Сирию, управляемую президентом Башаром Асадом, без влияния Ирана и «Хизбаллы»?

И будет ли Россия достаточно гибкой, чтобы прекратить свой территориальный конфликт с Японией из-за Курильских островов, чтобы поддержать антикитайскую перестройку? Пойдет ли Путин на историческую авантюру и объединится с Западом, как это сделал Петр Великий? На эти вопросы нет четких ответов, но, возможно, стоит расследовать изменение политики США в отношении России. Если США заинтересованы в сохранении своего глобального господства, это будет отчасти результатом их способности сплотить как старых друзей, так и бывших врагов.

Профессор ЭФРАИМ ИНБАР, президент Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS).