Динамика канала показывает, что современные мультфильмы интересуют публику несколько больше советских, так что пусть они будут представлены чуть шире. Мне бы хотелось поговорить о российском короткометре, но это когда-нибудь потом: он будет, обязательно будет, просто не сейчас.
Что мы пока точно не делали, так это не рассматривали российские полнометражные мультфильмы. А поговорить есть о чём: российский рынок полнометражной анимации очень… странный. Но не этот мультфильм. Хотя и у него есть свои причуды.
«Кощей. Начало» – это спин-офф к сериалу «Сказочный патруль»: он раскрывает предысторию одного из важнейших персонажей сериала… ну и, в принципе, всё. Увязывать это приключение Кощея со странным лором «Сказочного патруля» – отдельное развлечение, но мы сюда пришли не строить фанатские теории, а просто посмотреть на фильм, как он есть.
И он… ну… типичный фильм Андрея Колпин.
Андрей Колпин – один из многочисленных режиссёров, работающих на крупные франшизы. Раньше он работал над «Фиксиками» и «Смешариками», поставил по тем же «Фиксикам» полный метр, теперь вот «Сказочный патруль» и отпочковавшийся от него «Кощей». Есть ли у него авторские черты? Нет, их нету. Но то не его вина: анимационная индустрия в России находится в таком положении, что либо ты клепаешь однообразную, входящую в шаблон универсальную фигню без всяких признаков авторства, либо, наоборот, создаёшь ультравторские проекты – которые вот вообще не поддерживаются индустрией, лишь Фондом Кино. Изредка. Иногда. Вот прям вот вообще не часто. Есть исключения из этого правила – «Пиратская школа», «Королевство М», «Летающие звери», «Петя и Волк» – но их считаное количество. «Сказочный патруль» поначалу и был таким проектом, созданным пусть и не без очевидного влияния японских и американских тайтлов, но всё-таки уникальным, со своим собственным характером. Но…
Ай, да чего уж говорить. В любом случае, чем бы ни был «Сказочный патруль», «Кощей. Начало» настолько же безличен, насколько это вообще возможно сделать.
Это, впрочем, не означает, что фильм автоматически плох. Многие признанные нынче шедеврами мультфильмы на поверку оказываются исключительно корпоративным продуктом без капли индивидуальности их создателей (ранний Pixar почти целиком такой, хотим мы этого или нет). На фоне конкурентов у «Кощея» есть выигрышные стороны: он, например, понимает свою целевую аудиторию и не кринжует в попытках сочетать несочетаемое. Проблема в том, что ЦА «Кощея» сама по себе не очень требовательна к качеству продукта, и потому у мультфильма слишком много возможностей срезать углы, чем он и пользуется. Это касается не только анимации – довольно хорошей для российского цифрового рынка (те, кто ждёт от него бюджетов и масштаба Disney… ну… долго ждать будете, ага), но и в первую очередь сценария. Слишком много вещей решаются за кадром, а героям остаётся только их проговорить вслух, полностью игнорируя основное правило анимации в визуализации действия. Происходит нечто вроде детективного расследования, пусть даже экшенового, но герои между выводами прыгают вообще почти без напряга – просто потому, что не дай боже дитанькам загружать голову и ставить перед ними сложные неочевидные вопросы.
Но это меньшая из проблем, никто и не ждёт от приключенческого экшна сложности. Хорошо, если бы она была, но чаще случается, что её нет, и «Кощей» не первый в этом списке. Куда проблематичнее то, что в нём маловато заявленного трейлером раздолбайства и рок-н-ролльности героев. Они просто скучные – и это, блин, странно в фильме, где Кощей должен трясти хайратником и показывать себя как благородного разбойника. Вообще ничего подобного нет! Скучная китайская дриада скучно строит романтику со скучным Кощеем, у них не проявляется ни одной, буквально, НИ ОДНОЙ персонажной черты, а герои, не раскрывая свои личности даже в мотивациях (максимально тривиальных и неизобретательных), а в итоге ехидный и туповатый говорящий меч показывает куда больше индивидуальности, чем его хозяин.
Яркие герои вообще основной движок коммерческой анимации, это даже Wizart Animation понимают: у них персонажи хоть и шаблонные, но яркие. А тут ни злодеи, ни герои не проявляют вообще никакого персональности – кроме, пожалуй, Бабы-Яги.
И грёбаного говорящего меча.
Давайте так, вам нравится российское юмористическое фэнтези? Если да, то «Кощей. Начало» – то, что доктор прописал. Тут полно шуточек, всех этих персонажей из российского юмористического фэнтези – милые тварюжки, делающие смешные штуки, ехидные второстепенные персонажи, трусливый меч с повадками С3РО, отсылки на современность… ну, все, кто когда-либо касался этой литературы, прекрасно узнают этот набор тропов. Если же вам не нравится российская юмористическая фантастика… ну, это будут самые долгие час тридцать восемь, что были в вашей жизни. Я не могу упрекнуть юмор фильма, потому что очевидно, что он рассчитан на другую ЦА, но каждая фраза говорящего меча, говорящей панды, говорящего водяного, чёрта лысого и так далее заставляют испытывать неиллюзорную боль. Но, повторюсь, он не плох сам по себе – просто средние батьки, пошедшие с дочерьми на этот фильм, возможно, получат больше удовольствия от его просмотра.
Да, кстати, о пандах: фильм невероятно таргетируется на китайскую культуру – при том, что дело происходит в условной сказочной Руси. По факту она нифига не Русь, а типовое фэнтези какой-нибудь Громыко или Белянина (да и в «Тайном сыске царя Гороха» русской идентичности было немножко побольше, чем тут), но – тем не менее, герои довольно внятно показывают, к какой культуре относятся. Это не недостаток, дивёрсити – это здорово, разнообразие, все дела, но вот представителей других культур в фильме кот наплакал. Поэтому китайская дриада и её брат – оборотень в панду – выглядят от этого ещё более вставленными искусственно.
Анимация, в свою очередь, кинотеатральная, избавившаяся от мыльности сериала. Есть проблемы с экшн-сценами – движения героев просто не рассчитаны на динамичные сцены боёв, но это общая проблема российской цифровой анимации в целом: у нас реальная проблема с тем, что, с одной стороны, тянемся к западному экшену, с другой – с учётом качества анимации режиссировать приходится так, чтобы активное действие сменялось паузой-реакцией. Разумеется, реакции всегда должны быть, не в этом вопрос, просто в «Кощее» от этого страдает тайминг сцен: типа – три секунды действия, пять секунд на реакцию. И так в каждой экшн-сцене: это просто растягивает её нефункциональным способом, не играющим на ритм сцены.
Но в остальном «Кощея» ругать за анимацию не хочется вообще. Есть очень странные сцены, типа платформера с ледяными блоками, но эти проблемы сценарные, а не технические. Стилистически, конечно, каша, но это нормальная, фантастическая каша, в которой стимпанк-пиратка на избушке на курьих ножках, древнерусские теремы, китайская акробатка и мотоцикл выглядят в равной степени органично и не перебивают друг друга. Тут только хочется хвалить художников-концептологов проекта, потому что «Кощей» действительно выглядит ярко и конкурентноспособно.
Ну… не с Disney, конечно, и даже не с Illumination, но с европейскими коммерческими цифровыми релизами – почему нет?
По итогу «Кощей. Начало» – довольно стереотипный коммерческий мувик, от которого в целом ничего не ждут и который ничего и не предъявляет. Я, признаюсь честно, давно не следила за историей «Сказочного патруля», и мне любопытно, зачем нужно было убирать из действия в целом важного персонажа Кощея, но, повторюсь, не мне задавать эти вопросы. Сам же по себе он просто… нормальный. Ну да, не для взрослых, хотя, казалось бы, образ Кощея-байкера мог бы отлично завлечь аудиторию постарше – но, в любом случае, с ним поступили не хуже, чем обычно бывает в такого рода проектах. По крайней мере «Кощей» не кринжует каждой секундой хронометража и имеет весь набор штук, которые обычно нравятся детям. Неискренний ли он и манипулирующий? Ну, да. Но он хотя бы понимает, что из себя представляет. Жаль, что он не пытается быть чем-то большим и решить хотя бы свои базовые проблемы, но это говорю я, скучная старуха, давно уже не возраста 6+.
С ним могли бы случиться гораздо более худшие вещи; да, франшиза «Волшебник Изумрудного города»?
#российские мультфильмы
#кощей начало
#сказочный патруль