Невероятно, но факт: многие верят, что классика – ну, это Пушкин. Шекспир. Толстой с Достоевским. Короче, список, известный всем. Держитесь за стул: было время, когда «Онегина» считали непонятной шалостью автора, романы Толстого – разрушением общественных основ, а, например, «Тома Сойера» – вредной богохульной книгой.
Кстати, заметили, что в ряду классиков рядом Толстой и как бы детская книжка Марка Твена? Всё верно, то и другое – классика.
И что?
Речь о том, что классику не назначают. Классикой становятся книги, которые поднимают важные вопросы – и неизменно проходят проверку временем. Именно их читает поколение за поколением, они получают престижные литературные премии, входят в школьную программу. Список классики, конечно, существует, и не один. И самое важное: эти списки постоянно пополняются.
Так что в серии «Классика Самоката» мы собрали такие книги разных стран. То, что «все читали» и знают с детства. Их немного. А вот о важных вопросах мы сейчас расскажем.
Кстати, о Шекспире. Помните – весь мир театр, люди в нём актёры? Так вот, с книгами то же самое. У классических героев книг есть вечные роли, и каждая эпоха, каждая страна назначает своего. А если своего пока нет? Правильно, есть классика!
Даниель Пеннак. Приключения Камо
С чем сравнить: «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Приключения Эмиля из Лённеберги», «Приключения Петрова и Васечкина».
Представьте себе любимых с детства хулиганов – всех сразу. И этот бедовый парень – француз Камо, правнук русского революционера. Горяч, как только что испечённый багет, непредсказуем, как спящий Везувий и – внимание – единственный, кто в силах навести порядок в этом странном мире, где все слишком стараются быть правильными. Ведь большинство людей что? Стараются ни в коем случае не делать ничего этакого. А Камо зрит в корень и живёт сердцем. Он невероятно трогателен своей готовностью решать любые проблемы. Не только друзей-ровесников, но и взрослые. Как вот у учителя мсье Маржереля с учениками. Или у подруги семьи с её богатой личной жизнью. Артистичен, изобретателен, предприимчив, но при этом нечаянно совершает подвиги (сводя всех с ума) – классика жанра!
Чем же он отличается и почему так нужен? Ну, кроме того, что у нас на полке с классикой для детей будет современная Франция?
Камо – потомок эмигрантов. В нём сочетаются разные культуры – взрывная смесь. И, закрыв книгу, вдруг понимаешь не только то, что подросток так нуждается в любви и понимании (обнять и плакать). Просто все мы, с нашими такими разными семьями, культурами и традициями, связаны между собой. Все уникальны. Нельзя повторить. Можно только любить.
Гюс Кёйер. Книга всех вещей
С чем сравнить: ну, например, «Детство. Юность. Отрочество» Льва нашего Толстого. Или «Детство Никиты» (тоже Толстой, но Алексей).
Эту книгу нидерландца Гюса Кёйера в России любят особенно – и на самом деле её сложно сравнивать, похоже, она занимает свободную нишу. Казалось бы, десятилетний мальчик с обострённым чувством красоты и справедливости, робкий поначалу, но взрослеющий к концу книги. Казалось бы, противостояние деспотичному отцу, скрывающему свою слабость. Помощь тем, кого обижают. Классика! Это же как у... как у...
А вот нет у нас книги, где ребёнок беседует с Богом, задавая ему те вопросы, которые волнуют всех: если ты справедлив, почему молчишь на всех языках? Допускаешь зло и жестокость? И уж точно нет книги, где эта тема подавалась бы с юмором. А ведь он так помогает решать самые сложные вопросы.
В общем, теперь есть. Искромётная ирония в диалогах Томаса с Богом здесь – главная линия. Действительно Книга Всех Вещей. Хотя нельзя не отметить яркость персонажей: прекрасную Элизу – девушку с кожаной ногой, старушку-соседку, которую все считают ведьмой, и то, как они раскрываются по-настоящему.
Евгениос Тривизас. Последний чёрный кот
С чем сравнить: Не нашли.
Во всём виноваты чёрные коты, считает Братство Суеверных! На них можно свалить все несчастья, обвинить во всех грехах – и жить спокойно, правда? Смотрите, наши опять проиграли чемпионат по футболу – кто виноват?
Поиск виноватых вместо действия – чего очевиднее. Метафора с чёрными кошками просто первое, что приходит в голову. Братство Суеверных – да таких каждый день видим, слышим и в соцсетях читаем.
Казалось бы, сюжет очевиден. Мы точно читали что-то такое в детстве. Постойте, это было про... Не вспоминается. Что-то мелькает в кино и фэнтези, но почему-то ничего – на полках с классикой. Вдруг вы помните.
Представляете, не только у нас нет таких сюжетов. Вот за что мир любит Евгениоса Тривизаса — одного из самых известных современных греческих детских писателей. Номинирован на Премию Андерсена.
Кстати, заметили ещё одну особенность классики? У неё нет возраста.
Дино Буцатти. Невероятное нашествие медведей на Сицилию
С чем сравнить: Евгений Шварц, пьеса «Дракон» (это по ней Марк Захаров снял фильм «Убить дракона»).
До Шварца нишу «испытание властью» занимали книги серий «Сказки народов мира». Помнится, в китайских народных сказках... помните «дракон умер, да здравствует дракон»? Не помните. Многие не помнят, не только в России. А итальянский писатель Дино Буццати по праву считается одним из выдающихся национальных авторов ХХ века. Его книги включены в библиотеку Борхеса, а Лемони Сникет признается, что «Невероятное нашествие медведей на Сицилию» — одна из его любимых книг детства.
Так вот, сказка о голодных медведях, которые спустились с гор, чтобы отвоевать у людей свои права, потому что когда-то так поступили люди. И маленькие, и взрослые должны однажды её прочесть. Она многое объясняет.
Ульрих Хуб. Ковчег отходит ровно в восемь
С чем сравнить: вспомнить карикатуры французского художника Жана Эффеля о сотворении мира. Не помните? Жаль, тоже классика.
Надвигается Всемирный Потоп. Очередь на Ноево судно вот-вот кончится, каждой твари по паре, провожающих просят покинуть ковчег. А вот пингвины, о которых вспомнили в последний момент, никак не могут перестать спорить. И даже вовсе не о том, что билетов всего два на троих. А о том, кто виноват, что делать, или не делать. Никогда такого не было, и вот опять!
Так вот: пингвинов трое. И они, слово за слово, всё-таки пронесут «лишнего» коллегу в чемодане. Придётся им разбираться с Богом!
Ульрих Хуб – немецкий писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр – понимает людей, как никто. Это потому, что у него потрясающее чувство юмора. Оно помогает прощать и вообще извлекать доброту и прощение из недр наших недостатков. Так что не странно, что он любит библейские сюжеты.
Сюжет о Всемирном потопе очень любят западные авторы – по нему немало сказок. Да и в России на десятках сцен идёт пьеса Ульриха Хуба «У ковчега в восемь». Не говоря уже о не поддающемся счёту количестве постановок в мире. В общем, пьеса взяла множество наград и так полюбилась зрителям, что стала книгой.
Теперь она у нас есть и помогает прощать. И находить смешное в недостатках – своих и чужих.
Кармен Мартин Гайте. Красная Шапочка на Манхэттене
С чем сравнить: возможно, книги Эдуарда Успенского.
Возможно, и не с чем. Сам по себе сюжет творческого человека, которому скучно быть «нормальным – классика из классик. Только вот названия книг. Где. Нет?
Кармен Мартин Гайте взялась за одну из самых классических сказок, чтобы поговорить о поиске своего пути. Её Красная Шапочка живёт в Нью-Йорке наших дней. Волк здесь – мистер Вульф владелец кондитерской, специалист по сладким сказкам. Как и положено, девочка отправляется к бабушке – эту бодрую старушку родня не одобряет. Чего хорошего ждать от бывшей певицы мюзик-холла! Её выходки, шуточки, эти платья – в преклонном-то возрасте. Жизнь, знаете ли, не мюзик-холл. Да и вообще у бабушки какое-то тёмное прошлое. Замешан Волк. То есть, мистер Вульф.
В общем, Красная Шапочка идёт к бабушке за советом, как все дети, у которых нет понимания с родителями. Что характерно, идёт мимо статуи Свободы.
Сильвана Гандольфи. Черепаха, которая любила Шекспира
С чем сравнить: «Гамлет», Шекспир
Ещё одни книга про бабушку – кто же ещё будет проводником классики, особенно для детей. Да, у кого-то бабушка – черепаха. Скандал, конечно, но мы же не зря Гамлета цитируем: «Мы знаем, кто мы такие, но не знаем, кем можем стать». Бабушка Эя, как и Гамлет, очень хотела бы обрести свободу. Она как стала черепахой? Закрылась в своём панцире, потому что не с кем было поговорить. Думаете, легко найти, с кем поговорить, если вы любите Шекспира?
Не плачьте, это ведь сказка. Бабушке наверняка можно помочь! За дело берётся десятилетняя Элиза.
Теперь понимаете, почему итальянская писательница Сильвана Гандольфи (кстати, итало-русского происхождения, да ещё из книжной семьи) всемирно известна? Тоже лауреат премии Андерсена, а тираж её книг перевалил за 150000.
Леена Крун. В одежде человека
С чем сравнить: Гоголь, «Нос»
Только на этот раз не нос, сам собой гуляющий по городу, а пеликан. Ну мало ли, кто как выглядит, одевается, ходит! В конце концов, разглядывать и расспрашивать так невежливо. А между тем, господин Хурулайнен пеликан. Думаете, что вызвало подозрения? Вежливый очень, деликатный.
Так в дело вмешивается Эмиль – мальчик, который пытается спасти пеликана от разоблачения. И всё запутывается.
В как бы детской книге финская писательница Леена Крун – лауреат престижных наград – поднимает вопрос: что означает быть человеком? Вот вы смеётесь, а чем человек на самом деле отличается от того же пеликана? Как надо себя вести, чтобы все поверили, что вы человек?
Повесть, кстати, экранизирована: в 2004 году по ней был снят фильм «Человек-пеликан».
__________________
Если вы наш подписчик, наверняка обратили внимание на воскресный вопрос: а что для вас классика?
И каких вечных тем и вопросов вам не хватает?
#книги #литература #книги для детей #классика #детская литература