Новый год, Рождество, Старый Новый год. «Праздники прошли, нас загнали в будни», - пел сибирский самородок, лидер группы «Калинов мост» Дмитрий Ревякин. Взрослые вышли на работу, дети, неизбежно зевая поутру и капризничая, потопали в школы и детские сады. Подошли к концу и традиционные праздничные представления в культурных учреждениях Заполярья. Одним из последних концертов стала «Новогодняя погремушка» (0+), прозвучавшая в минувшие выходные в камерном зале мурманской областной филармонии. Представление для самых маленьких зрителей состоялось в рамках цикла познавательных программ «Кантеле - волшебное приключение» (0+).
Кантеле - это струнный щипковый музыкальный инструмент карелов, вепсов и финнов. Имеет прямое родство с русскими гуслями. Да-да, теми самыми, на которых былинный Садко играл для морского царя. А для мурманчан играла артистка Ирина Волокославская, которая и придумала эту развлекательно-познавательную программу для малышей.
Лауреат, дипломант всероссийских и международных конкурсов исполнителей на народных инструментах, она в 2010 году с отличием окончила Петрозаводскую государственную консерваторию им. А. Глазунова. Долгое время Ирина работала в составе Государственного национального ансамбля песни и танца Республики Карелия «Кантеле». Но из-за семейных обстоятельств переехала в Мурманскую области, и с прошлого года органично вписалась в состав областной филармонии.
- Когда я стала мамой – то круг моих интересов значительно расширился. И я решила, что детям в любом возрасте нужная музыка, их надо знакомить с музыкальными инструментами практически с пеленок. Я, например, своей дочке играла музыку, когда та лежала еще в кроватке для новорожденных. И начав работать в мурманской филармонии я сразу захотела делать программы для детей на основе традиционной народной музыки – и карелов, финов, вепсов, и русских, конечно же, тоже. Сказки, песни, причитания - знакомить детей и с таким материалом тоже. Традиция передачи сказки из поколения в поколения для детей понятней и ближе всего. И, конечно, им интересно не просто слушать, а и участвовать самим в ней, - поясняет Ирина.
Ирина - уроженка старинного города Олонец, который старше Москвы и был основан аж в 1137 году. Мать артистки до 1999 года была директором Олонецкого национального музея, и именно она посоветовала дочке в своих концертных костюмах использовать элементы национальной одежды карельских женщин. Например, берестяной ободок, давным-давно сплетенный искусным местным мастером.
Цикл познавательных программ «Кантеле - волшебное приключение» (0+) обязательно включает в себя интерактивное представление. Юных зрителей, а чаще всего они еще не разговаривают и ходят в ясельную группу, ждало знакомство с чарующими звуками необычного музыкального инструмента. Кантеле, как отмечают специалисты, один из наиболее архаичных и самобытных инструментов с многовековой историей, притягивающий и чарующий своей волшебной лиричностью и неповторимым нежным тембром. Его происхождение связывают с именем старца-волшебника Вяйнямёйнена, легендарного прародителя карельского и финского народов, одного из главных героев знаменитого эпоса «Калевала» (12+) – собрании рун, которые обработал и издал в 1835 году ученый-фольклорист Элиас Лённрот.
Согласно Калевале, Вяйнямёйнен свою первую кантеле сделал из щучьих костей, а вторую - из берёзы и волос прекрасной девушки:
Вот бегут по струнам пальцы,
Все пять пальцев пробегают,
Пальцы струны рвут с весельем,
Перепрыгивают быстро.
Начал старый Вяйнямёйнен;
Он на кантеле играет.
Пальцы тонкие он выгнул,
Приподнял большие пальцы.
Зазвенела тут береза,
Тут зеленая запела,
Пела золото-кукушка,
Нежно пел девичий волос.
Заиграл сильнее старец.
Струны кантеле ликуют,
Скачут горы, рвутся камни,
Скалы все загрохотали,
Рифы треснули морские,
Хрящ на волнах закачался;
Сосны с радости плясали,
Пни скакали на полянах.
И все Калевалы жены
Тут работу побросали, -
сказано в 44-й руне «Калевалы». Кстати, считалось, что пользоваться этим инструментом мог только наделенный в роду статусом ведуна старейшина, хранитель высшей духовной мудрости. Но, конечно, уже давно прекрасно смотрятся и звучат не только в мужских, но и в женских руках.
Например, в рамках «Новогодней погремушки» юные слушатели познакомились, хоть и неосознанно, с композицией «Новогодняя сказка». Данное авторское произведение для кантеле было создано заслуженной артисткой Карелии Валентиной Матвеевой, которая в 90-е эмигрировала в Финляндию и в настоящее время преподает в академии имени Сибелиуса в Хельсинки и до сих пор пишет музыку для этого старинного инструмента.
Кроме музыки малышей ждало и погружение в сказку. В этот раз малыши услышали «Заюшкину избушку» (0+) – про хитрую лису, которая хотела выгнать зайку из лубяной избушки. А затем дети стали разукрашивать бумажные погремушки, с которыми позже вместе с мамами и папами пустились в пляс. Под задорную карельскую польку, конечно, далеко не все попадали в ногу, но никто и не ждал грациозности. Главное – чтобы было весело и интересно. А этого в «Новогодней избушке» было с лихвой.
Александр Борисов.
Фото: Анна Диденко.