Следующий номер номер нашей программы - роторный экскаватор ЭР-5250. С определением точной модели экскаватора возникли затруднения. Выпускался экскаватор на заводе Азовмаш в г. Мариуполь. Завод по сей день функционирует и предлагает целый ряд моделей роторных экскаваторов производительностью 5250 м куб./ч. Есть базовая модель ЭР-5250 для разработки слабоустойчивых вскрышных горных пород, есть ЭРШРД-5250 для работ по добыче на месторождениях угля, а есть ЭРШРП-5250 для работы в условиях повышенной влажности. Поскольку "наш" экскаватор выполнял вскрышные работы, а условия повышенной влажности наступили уже после остановки работы, делаем вывод, что его модель именуется ЭР-5250.
Экскаватор имеет шагающе-рельсовое ходовое устройство, которое, к сожалению, уже на момент нашего посещения было скрыто под водой. ЭР-5250 может осуществлять погрузку горной массы на конвейер, перегружатель или отвалообразователь. Последнее - как раз наш случай:
Отвалообразователь предназначен для транспортировки в отвалы вскрышных пород. Имеет индекс ОШР-5000/190. ОШР - отвалообразователь шагающе-рельсовый, 5000 - производительность м куб./ч, 190 - радиус отсыпки в метрах. Выпускался Новокраматорским машиностроительным заводом.
К сожалению время нашего пребывания в карьере было ограничено, подобраться ближе к ЭР-5250 не успели. Довольствуемся фото, сделанными с крыши машзала шагающего экскаватора из 2 части.
Так же на противоположном борту карьера был замечен отвалообразователь Takraf. До него мы так же не добрались. Про немецкую горную технику хотелось бы сказать пару слов. Многие ошибочно называют большие роторные и цепные экскаваторы абзетцерами. Хотелось бы внести ясность: абзетцер имеет индекс ARs и является ни чем иным, как отвалообразователем, а вот экскаватор имеет индекс ERs.
Оставалось совсем немного времени, было решено потратить его на осмотр площадки с техникой поменьше.
Начнем с экскаватора ЭО-5124. Выпускался Воронежским экскаваторным заводом. По советской классификации относится к 5 размерной группе, что означает следующее: масса экскаватора находится в диапазоне от 36 до 40 т, объем ковша 1,0-2,5 м куб., мощность двигателя 130-200 л.с. ЭО-5124 имеет объем основного ковша 1,6 м куб. (возможна установка сменных ковшей с другими параметрами), массу 38,3 т, мощность двигателя 170 л.с.
Семейство ЭО-512Х представляет интерес в частности из-за того, что гидравлика этих экскаваторов требует обслуживания специалистами высокой квалификации, иными словами весьма сложна. По этой причине все меньше таких экскаваторов доживает до наших дней и сохраняются преимущественно в карьерах.
Рядом стоит дизель-электрический трактор ДЭТ-250. В 1953 году стал вопрос о разработке трактора с двигателем мощностью 250 л.с. Тракторных двигателей внутреннего сгорания такой мощности на то время в СССР не существовало. Конструкторы Челябинского тракторного завода решили попробовать в качестве силовой установки 12-цилиндровый В-2. Все с этим двигателем было хорошо кроме одного - ресурс 50 моточасов. Правда в стационарных установках в режиме длительной работы с постоянной нагрузкой и числом оборотов ресурс увеличивался до 10000 мч. Как обеспечить такой режим на промышленном тракторе? На то время гидротрансформаторы еще не были достаточно развиты и решено было применить электротрансмиссию. Так и появился единственный в мире дизель-электрический трактор.
А вот и второй ДЭТ. В комплексе с навесным оборудованием он называется "передвижчик магистральных конвейеров". Роторные экскаваторы в процессе разработки грунта перемещаются, необходимо передвигать за ними магистральные конвейеры, по которым транспортируется извлекаемая экскаваторами горная масса. По самому оборудованию известно только название фирмы-производителя Fugo Konin. Проведя небольшое исследование выяснили, что это польская компания, специализирующаяся на производстве различных металлоконструкций и оборудования. Изначально создавалась для нужд шахты Конин и уже в процессе развилась в международную компанию, продукцию которой можно встретить по всему миру.
Рядом стоят младшие братья, это бульдозеры на базе тракторов Т-170. Классика ЧТЗ, рабочая лошадка, без которой ни одно предприятие горной отрасли не обходится. Когда-нибудь мы его подробно рассмотрим, но не в этот раз и так уже много букв образовалось.
Мы чуть не забыли еще пару экспонатов. Один из них - карьерный экскаватор ЭКГ-5А с ковшом объемом 5 м куб. Всего было найдено 3 единицы.
Рядом стоит Э-2503В в исполнении драглайна. Этот экскаватор, помимо драглайна, может оборудоваться прямой лопатой (как ЭКГ-5А) и крановым оборудованием. Объем ковша драглайна может быть от 1,25 до 3 куб. м. С крановым оборудованием может комплектоваться стрелой длиной 40 м и поднимать грузы массой 60 т. До освоения промышленностью выпуска отечественных гусеничных кранов, краны на базе этого экскаватора и его предшественников были основной движущей силой советских строек.
Чуть не забыли такую мелочь, как бурильно-крановую машину БМ-205В на базе трактора МТЗ-80. Чаще всего используется для установки небольших опор ЛЭП.
Наша прогулка по Константиновскому буроугольному разрезу завершилась. Вся техника, представленная на фото, была снята в 2013 году. Если роторный экскаватор с отвалообразователем иногда появляются в свежих публикациях, то на площадки с более мелкой техникой обычно люди не доходят. Если кто-нибудь окажется в тех краях, найдите возможность посетить и эту часть "экспозиции", уж очень интересно посмотреть, какова здесь обстановка спустя 9 лет.
Всем спасибо за внимание!
Предыдущие части:
Константиновский буроугольный разрез. Часть1. Автобаза.
Константиновский буроугольный разрез. Часть 2. Шагающие экскаваторы.