Союз существовал на протяжении нескольких десятков лет. И не всегда в нем было спокойно. Разные конфликты происходили. Начать можно с Гражданской, а закончить – Афганистаном. Как пелось в песне: «Приказ простой…». Дальше продолжать не будем. Но смысл в том, что много ребят там полегло, которые толком-то и не знали, за что именно. А были такие, которые пострадали от своих же. «Дружественный огонь» - проблема, которую часто замалчивают. Но она существовала всегда. Во все времена. Поэтому нужно говорить о ней.
Про Афганистан будет попозже. Начнем с самого начала – с Революции и Гражданской. В 1919 году у большевиков появились трибуналы. Но и на этом как бы и всё. Органы, которые рассматривали преступления, совершенные бойцами, существовали. А документации – детальной – не было. Поэтому, по сути, трибуналы сами решали, что же делать с провинившимся красноармейцем. Рассматривали конкретную ситуацию и принимали решение. Если говорить в целом, то могли просто «пожурить», а могли вполне и приговорить к высшей мере.
Законодательство привели в норму только в 1926 году. Был принят документ, который мы знаем под именем Уголовного кодекса. Распространял он свое действие на РСФСР. Там уже неумышленные действия, приведшие к уходу из жизни человека, рассматривали как серьезное преступление. Могли дать несколько лет лишения свободы. Если говорить конкретнее – до 3 лет. Могли назначить и принудительные работы на такой же срок.
Особенностью законодательства было то, что не разделяли гражданских и военных. Можно привести два примера, исход каждого из которых мог бы быть в реальной жизни одним и тем же:
1. Человек на охоте думает, что в кустах стоит кабанчик. Он стреляет. А это оказывается грибник бродил.
2. На поле боя красноармеец не разобрался, что в соседнем окопе – товарищ. Он принял его за врага и выстрелил.
Ситуации схожи только тем, что обоих случаях люди заблуждались и использовали оружие там, где это делать не нужно было.
Только с наступлением ВОВ ситуация изменилась. Бойцам РККА давали отсрочки отбывания наказаний. Но чаще их просто отправляли в штрафные подразделения, где у людей появлялась возможность, как говорится, искупить вину. Поэтому штрафбаты и аналогичные роты как быстро редели, так и быстро пополнялись. Некоторым везло, некоторым – нет.
Известен на всю страну случай Владимира Ермака, которому дали 5 лет за трагическую неосторожность, а потом – записали в штрафбат. И на Синявинских высотах Ермак бросился на пулемет, чтобы помочь товарищам. Без лишних раздумий, бойца сделали Героем Союза.
Что же до Афгана, то там нередко бойцы баловались с оружием. Происходили плохие ситуации. Там уже давали дисбат. Но немного – по паре лет. Об одном таком случае, например, писал Сергей Бояркин: просто один парень навел на другого оружие, просто нажал на спусковой крючок. А в автомате был патрон.