Найти в Дзене
Ирина Ка

Зачем всадников изображали больше или меньше, чем они есть, а лошадей - в натуральную величину

Если вы когда-то видели конную статую Марка Аврелия, то наверняка пожалели животное, которое позировало перед скульптором. Ведь римский император выглядит на нем настоящим великаном. Если бы мы судили о его росте по этому изображению, то наездник оказался бы высотой около 2,5 метров!

На самом деле, коня можно не жалеть, ему не было тяжело. Просто Марк Аврелий показан больше, чем он есть. И в этом есть определенный смысл.

Конная статуя Марка Аврелия.
Конная статуя Марка Аврелия.

Дело в том, что искусстве (преимущественно западном) долгое время это было принято - животное показывалось в натуральную величину, а вот всадник (особенно если это значимая фигура) - увеличивался в размерах.

На это было две причины:

  • Так человек выглядел более величественно. Его непропорциональные размеры впечатляли и как магнит притягивали взгляды. Он становился центром внимания всей композиции.
  • Как утверждает искусствовед Бриджит Куинн, "это подчеркивает главенство человека" по отношению к животному. Ведь иначе:
"При сохранении природных пропорций могучий конь без труда затмит собой тщедушного гладкокожего наездника".

__________

Однако, не все следовали этому правилу. Ему перечили художники и скульпторы, которые на первом плане хотели изобразить не наездника, а лошадь.

Например, если рассмотреть картину "Ярмарка лошадей" (1852—1855) французской художницы Розы Бонёр, то можно увидеть совершенно другую ситуацию.

Роза Бонёр "Ярмарка лошадей". upload.wikimedia.org
Роза Бонёр "Ярмарка лошадей". upload.wikimedia.org

Здесь на первом месте явно не люди, а лошади. Величественные, могучие, они похожи на стихию, которая никак не планирует покоряться человеку.

И посмотрите на тех, кто пытается укротить лошадей. Пропорции людей явно уменьшены, лица отвернуты в сторону или размыты - чтобы ничего не отвлекало зрителя от детально прописанных животных, которые явно крупнее всадников.

Люди на картине такой же "фон", как деревья, небо и очертания госпиталя. Даже пыль из-под копыт изображена четче, чем наездники.

Конечно, были критики, которые осудили Розу Бонёр за то, что акцент сделан именно на лошадях. Так Джон Рёскин сказал:

"Ни один живописец, рисующий животных, но избегающий человеческого лица, пока еще не становился великим, а мадемуазель Бонёр недвусмысленно этого избегает".

Однако художница посчитала его просто теоретиком и не придала его словам большого значения. А картина "Ярмарка лошадей" стала одним из самых известных произведений искусства.

_____________

Кстати, многие искусствоведы считают, что на картине есть автопортрет художницы! Сможете ее найти?

Спасибо, что подписываетесь и ставите лайки, это очень помогает каналу развиваться!