В истории русского судостроения встречались хорошие и плохие конструкции. Но в отдельную категорию можно выделить корабли, конструкция которых опережала свое время или была слишком необычной. К таким проектам можно отнести и корабль, разработанный контр-адмиралом Андреем Алексеевичем Поповым. Он предлагал строить судна округлой формы, похожие на тарелки.
С 1850-х годов военные инженеры пытались придать броненосцам необычную форму. Первым запатентовал корабль с корпусом округлой формы шотландец Эльдер. Немногим позже к этой же идее пришли в Британии. Вдохновился этой концепцией и русский адмирал-инженер и запатентовал круглый броненосец, который предполагалось использовать для патрулирования береговой линии благодаря их большому водоизмещению и повышенной устойчивости.
В 1869 Попов передал свой проект на рассмотрение правительства.Благодаря его связям план одобрили и даже выделили из государственного бюджета средства на постройку четырех круглых «поповок».
Точными расчетами занималась большая команда специалистов, нанятых для этих целей. Руководил строительством сам Попов, который был подкован в инженерном деле. Прежде чем приступить к постройке большого судна, адмирал приказал сделать уменьшенную копию судна, размером со шлюпку. Только когда она успешно прошла испытания на воде, приступили к созданию полноразмерного судна. На все изыскания правительство выделило 5 лет.
В 1872 году на воду был спущен первый в России броненосец «Новгород». В этот момент уже шло строительство второго судна «Киев». Его изготавливали на судостроительном заводе в Николаеве. Строительство каждой модели было сопряжено с рядом сложностей. Из-за нестандартной формы и тяжелой брони приходилось добавлять продольные и поперечные ребра жесткости, иначе располагать орудия, двигатель и даже каюты.
Недостатки
Несмотря на сложности, на воду было спущено и второе круглое судно. При эксплуатации были выявлены многочисленные минусы «поповок»:
- медленный набор скорости;
- заныривание в волны при наборе скорости;
- слишком большой расход угля;
- сильная отдача орудий;
- плохая управляемость;
- ощутимая качка при сильном ветре.
Разработчики устраняли недостатки по мере их обнаружения на тестовых суднах, однако дурная слава опережала труд инженеров. Одним из самых живучих оказался миф о том, что круглое судно начинает вращаться вокруг своей оси во время стрельбы из орудий. Это было неправдой, однако подобные истории можно услышать даже в наши дни.
Потерпев неудачу с «Новгородом», инженеры сконцентрировали силы на доработке второго корабля, который переименовали в «Вице-адмирала Попова». Оно было больше предшественника, но имело аналогичную конструкцию.
Боевой опыт
Хотя корабли и провалили испытания по стрельбе, они все же формально встали на вооружение российской армии. В боях они не участвовали, но были в составе рейда по Дунаю во время русско-турецкий войны.
Когда была окончена Крымская война, Попов представил свой третий корабль. В отличие от предшественников, он успешно прошел все испытания. В свете предыдущих провалов и скудности послевоенной казны правительство больше не стало спонсировать проект Попова. Он попытался строить по такой же концепции гражданские и торговые суда, однако и тут потерпел неудачу.
Возможно, стоит попытаться возродить концепт Попова в наши дни? Делитесь мнением в комментариях.