Найти в Дзене
Елена Вьюнова

Люля кебаб и селам алейкум против французских колледжей и "белых турков". История. Часть 2.

Продолжение…

После переворота 1980 года и возникновения неолиберального направления в глобальном контексте, началась перестройка общества что в большей степени ощущалась в городской среде. Лица формирующие общественное мнение предложили «белую турецкость» как образец для подражания и идеал к которому нужно стремится и достигать. Такое социальный статус как «белый турок» стал идеальным понятием для построения нового общества. В особенности молодое поколение которое в повседневной жизни сталкивалось с новостями, статьями, разговорами и находилось под воздействием происходящих на тот момент социально-экономических событий, впитывало и развивало в себе тот новый тип общественного слоя как «белый турок». В медийном мире, на политической арене а так же и в повседневной жизни укоренилось понятие «белый турок». Настрой этого значительно нового слоя турецкого общества был держать себя в стороне от «простых людей» и всем показывать превосходство и правильность такого образа жизни и мышления. Понятие модернизм стало неотделимым от понятия Запад. В процессе этого развития и укреплении западной модели развития общества, тем кто остался со старыми взглядами и культурными ценностями оставалось только два варианта: принять законы нового общества или же полностью отвергнуть его и замкнуться в своем мире. В то время как модернизация на западе развивалась и воспитывалась в своей собственной идентичности, турецкая модернизация была в форме передачи знаний с Запада. Женщины того времени благодаря манере одеваться на западный манер отображали профиль современной турецкой гражданки. Турчанки того времени носят шорты, участвуют в конкурсах красоты и занимаются не только домашним хозяйством и воспитанием детей но и выполняют самые сложные профессии в том числе и летчика-истребителя.

Первая женщина пилот Турецкой Республики Бедрие Тахир Гекмен
Первая женщина пилот Турецкой Республики Бедрие Тахир Гекмен

Этот современный тип новой турецкой женщины служил примером для все еще живущих по старым традициям и необразованным женщинам, что бы и они стремились соответствовать идеологии Республики.

Начинается разрыв между элитой и народом, по причине того что народ представляется со стороны лидеров нового общества как то, что постоянно нуждается в обучении и исправлении. С одной стороны «белые турки» говорят что любят народ, но с другой стороны они стыдятся действий «народа». Еще со времен упадка османской империи было порождено два социальных типа, как турецкий и европейский стиль. Интеллектуалы того времени взяли на себя миссию просвещения общественности. Было написано много книг по этикету в которых было написано как быть современным и пытались внедрить западный стиль в повседневную жизнь Османской Империи. Некоторые умы того времени высмеивали такую увлеченную модернизацию турции и называли это снобизмом. Евразийство часто описывается как снобизм, подражание, светская жизнь и является более отрицательным понятием для большинства населения страны. В романах того времени описывается, что европейский тип застрял между культурой востока и запада и не имеет своей идентичности. Идеология в период строительства Турецкой республики изменила повседневную жизнь, турецкий национальный стиль был заменен на европейский. Символом современного гражданина стала «шапка». Те кто не подстригает усы и бороду являлись символом религиозной принадлежности и в соответствии с республиканской идеологией были исключены из рамок светских граждан. Тот слой общества что не стал идентичным с новыми правилами, стал менее заметными и игнорируемыми на политической и социальной арене того времени в связи с из принадлежностью к этническим, религиозным или другим категориям и не желанием подчинится законам нового социального строя.

Кемаль Ататюрк и мулла
Кемаль Ататюрк и мулла

продолжение следует…