В 1814 году в Вене проходил конгресс, на котором решались судьбы стран Европы после свержения Наполеона. Вам кажется, что на таком серьезном мероприятии главные люди – монархи и дипломаты? А вот у Талейрана другое мнение: повара!
В столице Австро-Венгрии в 1814 году - столпотворение. Съехались почти все: монархи европейских государств, их родственники, свита, дипломаты и представители аристократии из разных стран.
Цель съезда – важная, судьба Европы после Наполеона. Решать предстояло императору России, австрийскому министру иностранных дел Клеменсу фон Меттерниху и еще нескольким государственным мужам.
Только дипломатов в Вене было 216 человек из разных стран.
Вена бурлила как никогда, некоторые современники считали, что в столицу приехало сто тысяч человек. Почему так много? Аристократы везли с собой слуг, секретарей, кучеров, поваров, жен, а те горничных, парикмахеров, модисток и т.д. Вместо полутора месяцев конгресс длился почти год, давая пищу для карикатур в газетах и журналах:
И не потому, что решались сложные геополитические вопросы. Европейская знать веселилась и не торопилась возвращаться домой.
Приехали в Вену, поселились в роскошных дворцах, которые им уступила австрийская аристократия. Бесконечные балы, маскарады, представления. Из-за них у конгресса есть иное, более точное и ироничное название – Танцующий конгресс.
Спустя 200 лет выглядит странно. Наполеон «прошелся» по странам, а правители танцуют и обедают. Психологическое состояние собравшихся метко охарактеризовал король Пруссии (отец будущей «нашей» императрицы Александры Федоровны):
«После всего того, что Франция заставила нас пережить за двадцать пять лет, мы заслужили этот сезон удовольствий».
Бесконечный праздник, на котором танцы чередовались с обедами. И речь идет не о «покушать изволили», а о торжественных обедах с распорядителем.
Вспоминаем «Войну и мир», один из таких обедов, описанных Львом Толстым. Как переживал распорядитель обеда.
Особенно обедами отличался министр иностранных дел Франции Талейран.
Тут требуется лирическо-политическое отступление. Александр I – победитель Наполеона. И царь против возрождения на троне Франции свергнутой Наполеоном династии Бурбонов. Т.е. ситуация для династии Бурбон – почти критическая. Людовика XVIII посадили на трон в 1814 году, а вдруг монархи на Танцующем конгрессе передумают? Ведь рассматриваются и другие варианты, на троне, но его положение оставляет желать лучшего. А вдруг?
Ситуация сложная, но «в деле» опытный политик Талейран. Сам король – в Париже, переживает и запрашивает своего министра: нужна ли дополнительная помощь дипломатов?
Талейран ответил:
«Не присылайте дипломатов, пришлите поваров!»
Его Величество подчинялся и выполнял все требования своего министра. Из Парижа в Вену дипломатической почтой шли деликатесы, а не дипломаты.
Маленький штрих. Идет ужин во дворце, где поселился Талейран. Гости за столом заспорили… о вкусах сыров. Каждый нахваливает свой любимый сыр. Сыры – на столе, гости обсуждают преимущества эдама, стилтона и других, пробуют.
А любимый сыр Талейрана – бри. Он закончился в кладовых дворца Кауница.
Заходит камердинер с докладом: прибыл из Парижа курьер, привез письма от короля и посылки. Талейран не спрашивал: «А есть ли в посылках сыр?» Зачем лишние вопросы, если его продуктовые заказы король выполнял на 100%!
Поэтому министр распорядился:
«Письма ко мне в кабинет, а сыр подайте сюда».
На столах появился бри, а министр сказал спорившим гостям:
«Теперь, господа, вы смело можете сделать правильный выбор».
***
В Вене в тот год веселились уже знакомые читателям лица:
А Александр I и король Пруссии договорились об этом браке: