В Анголе дети обычно идут в школу с пяти лет - в подготовительный класс. С подготовительного по шестой класс - это начальная школа или энсину примариу. С седьмого по девятый - неполное среднее образование или энсину секундариу. И, наконец, с десятого по двенадцатый класс - полное среднее образование или энсину медиу.
Моей дочке девять лет, и она учится в третьем классе католической школы. В здании находится только начальная школа. Классы с подготовительного по третий учатся в первую смену, с четвертого по шестой - во вторую. Наша школа небольшая, одноэтажная, с маленьким двором. В большинстве государственных школ дворы побольше, и на перемене там играют в футбол. Планировка и архитектура частных школ (они тут называются колледжами) бывает очень разная.
Колледжи в Луанде. Источник: Google imagens.
Занятия у дочери начинаются в 8:00, заканчиваются в 12:30. Между уроками всего одна перемена. Минут 10-15 на то, чтобы и поесть, и в туалет сходить, и поиграть. Учатся дети с понедельника по пятницу. Длинные каникулы только летние и рождественские, больше никаких нет. Впрочем, в Анголе довольно много праздников, так что за их счёт набираются дополнительные выходные дни.
В программе начальной школы - математика, португальский язык, окружающий мир, технология, физкультура, музыка и занятия по религии, поскольку школа католическая. Во время перемены, перед перекусом, школьники должны прочитать молитву. Также, по моему опыту, с молитвы начинаются все школьные родительские собрания. При этом директор подчеркивает, что в школе могут учиться дети любых религий и конфессий, а не только католики. Важно на территории школы соблюдать определенные правила. И действительно, я не заметила никакого давления или дискриминации по религиозному признаку (как и по какому-либо другому).
Ангольская школьная программа попроще российской. По математике пока идёт простая арифметика, причем, в основном, примеры-вычисления. Текстовые задачи (их тут называют "проблемы") крайне редки. В Анголе нет проблем!
В учебнике по португальскому языку есть упражнения на переписывание (копирование), составление предложений, ответы на вопросы, пересказ текстов. Иногда встречаются короткие стихотворения, которые тоже просят пересказать или, реже, выучить наизусть. Кстати, литературу в ангольских школах не изучают. Ее нет в программе.
На занятиях по окружающему миру детям рассказывают, в основном, про природу, географию и, отчасти, историю Анголы, ангольский быт, правила поведения и техники безопасности. В третьем классе ученики уже должны представлять в общих чертах человеческий организм, в том числе, половую систему. В учебнике для третьего класса написано, какие бывают половые органы, и для чего они нужны, есть информация, как передается ВИЧ. Информация очень краткая, сдержанная и взвешенная, в конце текста подчеркивается, что людей с ВИЧ недопустимо ущемлять в правах. Видимо, в Анголе оценили масштаб эпидемии ВИЧ, ранних беременностей и нелегальных абортов (кстати, аборты здесь запрещены, кроме тех, которые по медицинским показаниям или по причине изнасилования).
В ангольских школах есть форма. Обычно это белые халатики поверх одежды; в нашей школе - это голубой халат с эмблемой школы. В некоторых колледжах вместо халатов - просто юбки и брюки определенных цветов.
В школе нельзя ходить в шлепанцах и тапках - такой привычной ангольской обуви. Только сандалии или закрытая обувь. Однажды дочь поранила ногу, и единственной обувью, не травмирующей рану, оказались как раз шлепки. Она вначале опасалась пойти в школу в таком виде, но когда вернулась, сказала: "Меня никто не ругал, наоборот: все время мне помогали и делали так, чтобы я не ходила много".
Также в нашей школе запрещены косички, украшенные бусинками. Африканским девочкам заплетают много косичек и бусинок нанизывают тоже много. Если энергично тряхнуть головой, то сосед по парте может остаться без глаза или со сломанным носом. Так что этот запрет - из соображений безопасности.
Да, у дочки в школе дети за партой сидят по двое. Всего их в классе 40 человек. Обычно в католической школе учеников меньше, но в этом году было очень много желающих, и директор не смогла отказать. В нашей школе очень приемлемые, "социальные" цены на обучение, а Ангола - страна небогатая, мягко говоря. В государственных школах в классе может быть больше шестидесяти детей. Конечно, при таком количестве индивидуальный подход невозможен, и качество обучения страдает.
На мой взгляд, даже в нашей, в общем-то, неплохой школе невозможно получить глубокое, системное и разностороннее образование. Но научиться базовым вещам можно - особенно, если хочешь учиться. А углубить знания можно и на дополнительных занятиях.
#обучение детей