В первой части очерка, посвященного возникновению Мировых систем международных отношений , мы рассказали о том, сколько всего было мировых систем, как они возникали, в течение какого времени работали, а также как им на смену приходили новые системы. Нам удалось выявить некую закономерность, а именно: всем Мировым системам предшествуют войны, каждая новая система завершает собой очередную войну. Вестфальский мир завершил Тридцатилетнюю войну, Венский конгресс — Наполеоновские войны, Версальский мир — Первую мировую войну, Ялтинско-Потсдамские договоренности -- Вторую мировую войну.
Каждая из систем была направлена на обуздание агрессора, на устранение причин, порождающих войны, на создание организаций, которые бы играли роль наднациональных арбитров, стоящих на страже мира. Например, в результате Венского конгресса возник Священный союз, в результате Версальского мира — Лига Наций, в результате Ялтинско-Потсдамских договоренностей — ООН.
В результате каждой новой Мировой системы возникал конгломерат государств-победителей, которые в дальнейшем играли решающую роль на мировой арене. К примеру, после Версальского мира первую скрипку в мировых делах стали играть Великобритания, Франция и США. После окончания Второй мировой войны в число мировых лидеров вышли СССР и США. После крушения Ялтинско-Потсдамской системы и распада СССР, положившего конец противостоянию двух систем, на глобальной арене остался лишь один суперигрок — США.
В конце первой части очерка мы лишь намекнули о своем видении контуров будущей -- Пятой Мировой системы. Настало время более подробно рассказать об этих контурах.
Мы не будем здесь уподобляться пропагандистам одной российской политической партии и винить во всех грехах «проклятую Америку». Нас интересует холодный анализ тех тенденций, которые сегодня более, чем очевидны. Именно такой анализ позволит нам дать ответ на главный вопрос: возможна ли в недалеком будущем большая горячая война или ее можно будет избежать?
Вся вторая половина XX века характеризовалась противостоянием двух систем, борьбой двух сверхдержав — СССР и США. Это была борьба за мировую гегемонию, за лидерство в глобальном масштабе. Именно в этом ключе и следует рассматривать всю историю международных отношений во второй половине XX века. Эта борьба, как мы уже отмечали, сдерживалась наличием у соперничавших игроков грозных арсеналов ядерного вооружения, а также рамками Ялтинско-Потсдамских договоренностей. Пока на карте мира был СССР эти договоренности строго соблюдались обеими державами. Мир был поделен на две системы -- «капиталистическую» и «социалистическую». Существовали и, так называемые, «страны третьего мира», которые рассматривались лидерами биполярного мира, как сферы их интересов. Соперничавшие стороны очень болезненно относились к усилению военной силы противника. Так, например, когда США разместили свои ракеты в Турции, СССР принял решение разместить ракеты на Кубе.
Соревновались сверхдержавы во многих областях, но главными все же были военная, политическая, идеологическая и экономическая.
В результате этого противоборства победу одержали США. Мы здесь не будем анализировать причины поражения СССР в, так называемой, «холодной войне», это отдельная тема. Для нас гораздо важнее те тенденции, которые стали вырисовываться после крушения Ялтинско-Потсдамской мировой системы.
После падения СССР стало очевидным, что прежняя Ялтинско-Потсдамская мировая система международных отношений, возникшая после окончания Второй мировой войны, прекратила свое существование. Произошло это во многом явочным порядком. И сегодня назрела острая необходимость в формировании новой мировой системы международных отношений, не дожидаясь развертывания глобального военного конфликта.
Дело в том, что все прежние мировые системы международных отношений отменялись посредством войн. Так первую мировую систему, возникшую по итогам Вестфальского мира, нарушили (и разрушили) Наполеоновские войны. Возникший после окончания этих войн Священный союз, создал очередную (Венскую) систему, которая перестала работать после начала Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система мировых отношений продержалась не более 20 лет и была ликвидирована после начала Второй мировой войны. Наконец, Вторая мировая война завершилась установлением новой -- Ялтинско-Потсдамской мировой системы международных отношений.
Неужели мы теперь будем ждать, когда на руинах последней мировой системы начнется очередная война?
Если бы мировое сообщество стремилось к миру, то оно давно бы созвало большую международную конференцию, на повестку дня которой стоило бы вынести главный вопрос: Итоги Ялтинско-Потсдамской мировой системы и контуры нового мирового порядка или создание новой - Пятой мировой системы.
Понимаю, что это очень сложный вопрос, но ведь и после окончания Второй мировой войны создать новый мир было очень непросто. Однако новую систему сумели построить и она просуществовал более 70 лет, потому что «была основана на принципах, которые в тот период были понятны всем».
Наши западные партнеры не раз повторяли, что Советский Союз проиграл «холодную войну», которая прекратилась после его распада. Но почему-то никто не стал созывать мирную конференцию, которая бы подвела итоги окончания «холодной войны» и наметила бы контуры послевоенного мира. Быть может, потому, что «холодную войну» никто не объявлял путем предъявления дипломатической ноты и она носила, так сказать, необъявленный характер? Но от этого мир не был лишен угрозы перерастания войны холодной в войну горячую.
Ответ на эти и многие другие вопросы очевиден: наши западные партнеры чувствуют себя победителями в «холодной войне», а победители живут по принципу -- «горе побежденным». В условиях, когда прежний порядок мировых международных отношений разрушен, а новый так и не создан, можно играть не по правилам, а с правилами.
Мне уже не раз приходилось отмечать, что после распада СССР начался новый передел мира, рынков сбыта, сфер влияния, а такие действия редко обходятся без применения силы. При этом горячая война не обязательно должна вестись на территории того, кого принято считать проигравшим в войне холодной.
Только новая мировая система в состоянии прекратить происходящий на наших глазах новый передел мира, иначе очередной глобальной войны нам не избежать.
В очередной раз задаю вопрос: чем сильна была советская внешняя политика? И отвечаю: она была сильна своими мирными инициативами. Давно уже понятно, что убеждать Запад, руководствуясь принципом кота Леопольда, говорившего «Ребята, давайте жить дружно», бессмысленно. Когда речь заходит о новом переделе мира, рынков сбыта и сфер влияния, особенно на обломках некогда великой державы, голос разума безмолвствует.
Советская дипломатия не увещевала, а предлагала. Например, созвать конференцию в Хельсинки и подписать новый акт, который бы пролонгировал (гарантировал) соблюдение всеми сторонами норм, установленных Ялтинско- Потсдамской мировой системой, или запретить ядерные испытания на земле, в небесах, на море и под землей, или сократить стратегические наступательные вооружения, или ввести запрет на всякое испытание ядерного оружия. Мы уже не говорим о конкретных предложениях по прекращению войн и военных конфликтов в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке.
Когда, например, разразился Карибский Кризис, Советский Союз и США не стали ограничиваться призывно-успокоительными речами, а приняли ряд конкретных мер, которые в итоге ослабили напряженность и укрепили международную безопасность. Например, взяли и провели прямой телефонный провод между Вашингтоном и Москвой.
Может быть, масштабы личностей еще совсем недавно определяли облик мировой политик. Не так сегодня. Международные лидеры измельчали, они не в состоянии подняться над локальными проблемами, чтобы увидеть те глобальные вызовы, которые сегодня стоят перед всеми и решать которые надо было еще вчера. Нынешние политики все больше тяготеют к недипломатическим приемам, а мировые вопросы, кто-то явно решает за них, при этом решения эти принимаются не в пользу мирового сообщества, а в угоду чьим-то узкокорыстным интересам. Не пора ли мировым лидерам восстать против диктата «сообщества тени» и громко заявить о проблемах, которые сегодня волнуют все человечество?
Посмотрите, как мировое пространство раздирают узкокорыстные интересы, когда чуть ли не каждая, даже самая маленькая страна, надеется отсидеться перед глобальными угрозами, запастись там нефтью, газом, продовольствием... Невероятный размах и масштабы стали приобретать националистические идеи, идеи, по сути, вчерашнего дня, идеи эгоизма, веры в то, что в мире еще можно создать «маленький рай» для себя, в то время, как большую часть мира будут терзать эпидемии и болезни, голод и войны.
Сегодня, быть может, как никогда нам нужны свежие идеи, мирные инициативы, торжество разума, а не торжество вражды и мракобесия Люди уже столкнулись с бедствиями, которые сродни войне и угрожают не какой-то отдельной стране, а всему человеческому сообществу, но эти беды почему-то не объединяют, но разделяют нас.
Подвести итоги Ялтинско-Потсдамской мировой системы международных отношений. Признать границы, сферы влияния и интересы государств, возникших после распада СССР. Дать политико-правовое обоснование этого распада. Установить гарантии территориальной целостности, безопасности государств после распада СССР и не только государств, входивших в состав СССР. Согласовать основные сферы сотрудничества постсоветского пространства и других государств в в области экономики, науки, техники и защиты окружающей среды. Согласовать обязательства по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, определять свой внутренний и внешний политический статус.
Необходимость глобального международного саммита давно назрела и даже перезрела. Услышат ли его все лидеры мира - вопрос времени, но если не решать возникшие проблемы, то мы так и будем копошиться в мелких дрязгах, пустых разговорах, жить в условиях глобального эгоизма и разобщенности, а мир тем временем продолжит сползать в пропасть новой войны.