Найти тему
На берегах Терека

СИСТЕМА БЫСТРОГО ОПОВЕЩЕНИЯ, СОЗДАННАЯ ИМАМОМ ШАМИЛЁМ И ВТОРЖЕНИЕ 9000-Й ПАРТИИ В РОССИЙСКОЕ УКРЕПЛЕНИЕ НАЗРАН

Продолжение

В марте 1841 г. по горским обществам, входившим в имамат, стремительно разнеслась весть о подготовке к походу. Система оповещения в основном уже была отлажена и исходила от местного наиба, который отдавал приказания своим ближайшим помощникам из числа мюридов, находившимся при нем постоянно из подчиненных селений и менявшихся каждую неделю. Получив распоряжение, мюриды, каждый из которых отличался «своим удальством, поведением и богобоязненностью», верхом отправлялся к себе и передавал распоряжение аульным десятникам. Они с крыши своего дома оповещали свои десятки, когда и на сколько дней собираться в поход и т.д. В обычное время каждые 10 домов поставляли в войско имамата за свой счет одного вооруженного всадника, и вся его семья освобождалась от 10% подати. Все мужское население имамата от 15 до 50 лет должно было быть вооружено холодным и огнестрельным оружием и по первому требованию наиба явиться в собираемое войско. В этом случае служивший на постоянной основе горец, принимал под свое командование мужчин из девяти оставшихся домов. Во время нахождения в рядах партии своего непосредственного начальника, горцы соблюдали «наистрожайшее послушание, в противном случае, наказывались смертью», право которой имел каждый 500-сотенный наиб.

В горах Кавказа. Л.Ф.Лагорио
В горах Кавказа. Л.Ф.Лагорио

При подобной системе распространения распоряжений, горный владыка имел возможность в достаточно сжатые сроки собирать многотысячные хорошо организованные партии и наносить стремительные удары одновременно в различных пунктах Северо-Восточного Кавказа или один концентрированный, но достаточно мощный, что и произошло у российского укрепления Назран. К 1 апреля наибы собрали в крупном селе Урус-Мартан партии андийцев, гумбетовцев, шатоевцев, чеберлоевцев и ожидали подхода партий ауховцев, ичкеринцев, мичиковцев, а также сильных партий наиба Ахверды-Магома из Большой Чечни. Вблизи границы к войскам имама Шамиля присоединились галашевцы, карабулаки и принявшие шариат назрановские ингуши, которые во чтобы то не стало стремились вернуться домой, рассчитывая на высокое положение в имамате. Никогда прежде такого количества войск не собиралось на территории чеченских земель, которых насчитывалось более 9000, хотя некоторые источники называют цифру в 15000 горцев, взятые из рапорта командира “Сунженского отряда”, подразделениям которого и пришлось выдержать основной удар мюридов.

Партия черкесов спускается с гор для набега (рисунок). Гагарин.
Партия черкесов спускается с гор для набега (рисунок). Гагарин.

Многочисленные лазутчики достаточно быстро известили воинских начальников во Владикавказском округе о нарастающей опасности ингушским обществам и вскоре подполковник П.П.Нестеров подтянул из селения Большая Яндырка к единственно крепкому укреплению в этих местах 3-й батальон Кабардинского егерского полка, на которое и нацелил свои взоры имам Шамиль. Прибывшие войска расположились на Гоши-Кошемышских высотах в километре к югу от российской крепости и незамедлительно приступили к земельным работам, на и так сильной позиции. Мирные назрановцы совместно с окрестными обществами в количестве до 10000 человек обоего пола, забрав с собой все ценное имущество и домашний скот, стали лагерем также с южной стороны, между обрывистыми берегами рек Сунжа и Назрановка, а с третьей стороны прикрывшись только что вырытой широкой канавой. Мирные ингуши прибыли во всеоружии и показали свое непременное желание сражаться с набежчиками и защищать свои семьи. Началось сооружение временных оборонительных рубежей, призванные создать препятствия для атакующих многочисленных партий мюридов.

На рассвете 6 апреля большие партии мюридов пересекли границу ингушских обществ и тремя колоннами направились по заранее оговоренным маршрутам. Наиб Ахверды-Магома от селения Большая Яндырка направился левым берегом реки Сунжа к Кабардинским горам и встал на высотах вокруг укрепления Назран, готовый в любой момент ринуться в атаку с северной стороны. Следующая партия под командованием ближайшего помощника наиба Хаджи-Мурата известного наездника Кахара от селения Кончи направилась несколько вперед на запад и перекрыла на трое ближайших суток дорогу к крепости Владикавказ, со стороны которой могли подойти подразделения правительственных войск. Самая многочисленная партия под начальством самого имама Шамиля выдвинулась к правому берегу реки Сунжа и заняла возвышенности Имбарц, приготовившись к массированной атаке на укрепление Назран с западной стороны, имея прикрытие с тыла в виде обрывистого речного русла. В свою очередь, подполковник П.П.Нестеров, едва заметив приближение многотысячных партий мюридов, незамедлительно отправил донесение с просьбой о помощи к коменданту крепости Владикавказ полковнику Широкову. Несмотря на то, что дорога на запад уже была перекрыта, корнету Есенову удалось остаться невредимым под градом пуль и насколько возможно быстро доставить пакет по назначению.

Чеченец едет делать засаду. Lettres sur le Caucase et la Crimée, французское издание 1859 года.
Чеченец едет делать засаду. Lettres sur le Caucase et la Crimée, французское издание 1859 года.

Заняв исходные позиции вокруг укрепления Назран, имам Шамиль, полностью уверенный в успехе похода, не стал сразу же атаковать, а отправил к назрановским старейшинам прокламацию на арабском языке, в которой убеждал их перейти на свою сторону. Подобное воззвание, еще во время прошлого вторжения в ингушские земли было отправлено жителям селения Большая и Малая Яндырка следующего содержания: «Объявляем, что мы имеем многочисленное войско и потому мы посылаем Яндырскому обществу сие письмо с тем, чтобы Магомед кади объявил вам поклон и о том, что мы имеем намерение прийти к вам. Вперед же отправляется Магомед. Если вы будете такими же братьями, как Эльмурза, то готовьтесь прийти ко мне с аманатами, с преданностью и покорностью наравне, как дали аманатов и принесли покорность, тогда я приду к вам с войсками. После этого вы будете безопасны, свободны и бояться вам нечего, как посланному с сей бумагой. Когда же с аманатами ко мне не явитесь, то по прибытии моем к вам как христиан, так и вас буду наказывать, и вы тогда раскаетесь. Братья мусульмане, вы не скрывайте мусульманскую веру и распространяйте. Если вы сего не исполните, то первый кади и вся деревня будут от меня наказаны».

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.