Продолжение
В марте 1841 г. по горским обществам, входившим в имамат, стремительно разнеслась весть о подготовке к походу. Система оповещения в основном уже была отлажена и исходила от местного наиба, который отдавал приказания своим ближайшим помощникам из числа мюридов, находившимся при нем постоянно из подчиненных селений и менявшихся каждую неделю. Получив распоряжение, мюриды, каждый из которых отличался «своим удальством, поведением и богобоязненностью», верхом отправлялся к себе и передавал распоряжение аульным десятникам. Они с крыши своего дома оповещали свои десятки, когда и на сколько дней собираться в поход и т.д. В обычное время каждые 10 домов поставляли в войско имамата за свой счет одного вооруженного всадника, и вся его семья освобождалась от 10% подати. Все мужское население имамата от 15 до 50 лет должно было быть вооружено холодным и огнестрельным оружием и по первому требованию наиба явиться в собираемое войско. В этом случае служивший на постоянной основе горец, принимал под свое командование мужчин из девяти оставшихся домов. Во время нахождения в рядах партии своего непосредственного начальника, горцы соблюдали «наистрожайшее послушание, в противном случае, наказывались смертью», право которой имел каждый 500-сотенный наиб.
При подобной системе распространения распоряжений, горный владыка имел возможность в достаточно сжатые сроки собирать многотысячные хорошо организованные партии и наносить стремительные удары одновременно в различных пунктах Северо-Восточного Кавказа или один концентрированный, но достаточно мощный, что и произошло у российского укрепления Назран. К 1 апреля наибы собрали в крупном селе Урус-Мартан партии андийцев, гумбетовцев, шатоевцев, чеберлоевцев и ожидали подхода партий ауховцев, ичкеринцев, мичиковцев, а также сильных партий наиба Ахверды-Магома из Большой Чечни. Вблизи границы к войскам имама Шамиля присоединились галашевцы, карабулаки и принявшие шариат назрановские ингуши, которые во чтобы то не стало стремились вернуться домой, рассчитывая на высокое положение в имамате. Никогда прежде такого количества войск не собиралось на территории чеченских земель, которых насчитывалось более 9000, хотя некоторые источники называют цифру в 15000 горцев, взятые из рапорта командира “Сунженского отряда”, подразделениям которого и пришлось выдержать основной удар мюридов.
Многочисленные лазутчики достаточно быстро известили воинских начальников во Владикавказском округе о нарастающей опасности ингушским обществам и вскоре подполковник П.П.Нестеров подтянул из селения Большая Яндырка к единственно крепкому укреплению в этих местах 3-й батальон Кабардинского егерского полка, на которое и нацелил свои взоры имам Шамиль. Прибывшие войска расположились на Гоши-Кошемышских высотах в километре к югу от российской крепости и незамедлительно приступили к земельным работам, на и так сильной позиции. Мирные назрановцы совместно с окрестными обществами в количестве до 10000 человек обоего пола, забрав с собой все ценное имущество и домашний скот, стали лагерем также с южной стороны, между обрывистыми берегами рек Сунжа и Назрановка, а с третьей стороны прикрывшись только что вырытой широкой канавой. Мирные ингуши прибыли во всеоружии и показали свое непременное желание сражаться с набежчиками и защищать свои семьи. Началось сооружение временных оборонительных рубежей, призванные создать препятствия для атакующих многочисленных партий мюридов.
На рассвете 6 апреля большие партии мюридов пересекли границу ингушских обществ и тремя колоннами направились по заранее оговоренным маршрутам. Наиб Ахверды-Магома от селения Большая Яндырка направился левым берегом реки Сунжа к Кабардинским горам и встал на высотах вокруг укрепления Назран, готовый в любой момент ринуться в атаку с северной стороны. Следующая партия под командованием ближайшего помощника наиба Хаджи-Мурата известного наездника Кахара от селения Кончи направилась несколько вперед на запад и перекрыла на трое ближайших суток дорогу к крепости Владикавказ, со стороны которой могли подойти подразделения правительственных войск. Самая многочисленная партия под начальством самого имама Шамиля выдвинулась к правому берегу реки Сунжа и заняла возвышенности Имбарц, приготовившись к массированной атаке на укрепление Назран с западной стороны, имея прикрытие с тыла в виде обрывистого речного русла. В свою очередь, подполковник П.П.Нестеров, едва заметив приближение многотысячных партий мюридов, незамедлительно отправил донесение с просьбой о помощи к коменданту крепости Владикавказ полковнику Широкову. Несмотря на то, что дорога на запад уже была перекрыта, корнету Есенову удалось остаться невредимым под градом пуль и насколько возможно быстро доставить пакет по назначению.
Заняв исходные позиции вокруг укрепления Назран, имам Шамиль, полностью уверенный в успехе похода, не стал сразу же атаковать, а отправил к назрановским старейшинам прокламацию на арабском языке, в которой убеждал их перейти на свою сторону. Подобное воззвание, еще во время прошлого вторжения в ингушские земли было отправлено жителям селения Большая и Малая Яндырка следующего содержания: «Объявляем, что мы имеем многочисленное войско и потому мы посылаем Яндырскому обществу сие письмо с тем, чтобы Магомед кади объявил вам поклон и о том, что мы имеем намерение прийти к вам. Вперед же отправляется Магомед. Если вы будете такими же братьями, как Эльмурза, то готовьтесь прийти ко мне с аманатами, с преданностью и покорностью наравне, как дали аманатов и принесли покорность, тогда я приду к вам с войсками. После этого вы будете безопасны, свободны и бояться вам нечего, как посланному с сей бумагой. Когда же с аманатами ко мне не явитесь, то по прибытии моем к вам как христиан, так и вас буду наказывать, и вы тогда раскаетесь. Братья мусульмане, вы не скрывайте мусульманскую веру и распространяйте. Если вы сего не исполните, то первый кади и вся деревня будут от меня наказаны».
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.