ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ.
«Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды»
А.С. Пушкин
Кажется само собой разумеющимся и не вызывающим удивления, что
персонажи сказок, которые как правило являются животными или какими-
то гротескными фигурами, заведомо вымышленными , воспринимаются
как реальные личности и складывающиеся у них отношения происходят
как в обыденной повседневной жизни. Этим , пожалуй, сказки и
отличаются от художественной прозы, где персонажи уже точно являются
реальными личностями а действие в сюжете воспринимается так, как
будто это когда-то уже было или происходит в обыденной
повседневности.
Почему же сказки как детьми так и взрослыми воспринимается с
доверием и, более того, вызывают эмоции , связанные с отождествлением
читателя или слушателя с персонажами повествования. Это становится
понятным , если предположить, что сказки есть символьное
представление какого-то знания, которое было очень давно и считалось
утерянным а картины сказок восстановило его и заставило снова
пережить то , что было в далеком прошлом. Всякое знание уже было
когда-то знанием и, следовательно, существует некоторое
первоначальное знание (П.З.). Нужно при этом иметь в виду, что под
собственно знанием подразумевается некоторое душевное напряжение,
которое может быть выражено с помощью словесных или зрительных
представлений. При этом не рассматривается знание , которое уже в
своём первоначальном виде получено с помощью словесных
представлений Теперь важно отметить, что П.З. , связанное с
душевными напряжениями, испытанными реальной личностью (Р.Л.-
личность , данная в ощущениях) в самом начале своего развития на
уровне удовольствие – неудовольствие, находится некоторое время в
бессознательной сфере и получить его оттуда , преобразовав в словесные
представления доступно не всем. При этом существенную роль играет
принцип реальности, в соответствии с которым реальные объекты
становятся символами давнишних душевных переживаний.
Если теперь обратиться к структуре П.З. , то сначала следует обратить
внимание на его объекты. Это прежде всего мать – объект, снимающий
напряжение, связанное с неудовольствием. Затем Отец – объект, который,
как правило, ограничивает свободный доступ к матери. Кроме тог здесь
же присутствуют другие дети, среди которых могут быть любимые, и,
наконец «чужие», стремящиеся проникнуть в ограниченный мир Р.Л.
Важно отметить, что перечисленные объекты или часть из них могут
отсутствовать и их могут замещать совершенно посторонние предметы
или другие Р.Л., выполняющие функции матери, отца, других детей и
«чужих». Так называемый Эдипов комплекс, достаточно подробно
описанный З. Фрейдом входит в состав П.З. как часть отношений между
его объектами.
П.З. играет существенную роль во всем дальнейшем существовании Р.Л.
а также различных общественных структур, представляющих множество
реальных личностей (М.Р.Л.), у которых между собой существует вполне
определенные отношения. Это происходит благодаря существованию
одного консервативного влечения, гипотезу о котором высказал З. Фрейд
при исследовании военных неврозов. Сущность этого влечения состоит в
том, что все живое стремится вернуться к своему первоначальному
состоянию. В обыденной жизни каждая Р.Л. отождествляет окружающие
её другие Р.Л. с объектами своего П.З. и устанавливает с ними отношения,
испытанные очень давно в самом начале своего развития. Таким образом,
происходит отображение П.З. на повседневную реальность.
Кроме сказок есть еще одно замечательное символьное представление
П.З.
Это – религия, где всемогущие боги, являющимися символьным
представлением родителей могут помочь Р.Л. , попавшей в
затруднительное положение в процессе своего существования. Религия
основана на весьма специфичном знании, называемом верой. На самом
деле это и есть символьное представление П.З. При этом жизнь своих
родителей ассоциируется Р.Л. как потустороннее существование.