Найти тему

Первоначальное знание

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ.

«Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды»

А.С. Пушкин

Кажется само собой разумеющимся и не вызывающим удивления, что

персонажи сказок, которые как правило являются животными или какими-

то гротескными фигурами, заведомо вымышленными , воспринимаются

как реальные личности и складывающиеся у них отношения происходят

как в обыденной повседневной жизни. Этим , пожалуй, сказки и

отличаются от художественной прозы, где персонажи уже точно являются

реальными личностями а действие в сюжете воспринимается так, как

будто это когда-то уже было или происходит в обыденной

повседневности.

Почему же сказки как детьми так и взрослыми воспринимается с

доверием и, более того, вызывают эмоции , связанные с отождествлением

читателя или слушателя с персонажами повествования. Это становится

понятным , если предположить, что сказки есть символьное

представление какого-то знания, которое было очень давно и считалось

утерянным а картины сказок восстановило его и заставило снова

пережить то , что было в далеком прошлом. Всякое знание уже было

когда-то знанием и, следовательно, существует некоторое

первоначальное знание (П.З.). Нужно при этом иметь в виду, что под

собственно знанием подразумевается некоторое душевное напряжение,

которое может быть выражено с помощью словесных или зрительных

представлений. При этом не рассматривается знание , которое уже в

своём первоначальном виде получено с помощью словесных

представлений Теперь важно отметить, что П.З. , связанное с

душевными напряжениями, испытанными реальной личностью (Р.Л.-

личность , данная в ощущениях) в самом начале своего развития на

уровне удовольствие – неудовольствие, находится некоторое время в

бессознательной сфере и получить его оттуда , преобразовав в словесные

представления доступно не всем. При этом существенную роль играет

принцип реальности, в соответствии с которым реальные объекты

становятся символами давнишних душевных переживаний.

Если теперь обратиться к структуре П.З. , то сначала следует обратить

внимание на его объекты. Это прежде всего мать – объект, снимающий

напряжение, связанное с неудовольствием. Затем Отец – объект, который,

как правило, ограничивает свободный доступ к матери. Кроме тог здесь

же присутствуют другие дети, среди которых могут быть любимые, и,

наконец «чужие», стремящиеся проникнуть в ограниченный мир Р.Л.

Важно отметить, что перечисленные объекты или часть из них могут

отсутствовать и их могут замещать совершенно посторонние предметы

или другие Р.Л., выполняющие функции матери, отца, других детей и

«чужих». Так называемый Эдипов комплекс, достаточно подробно

описанный З. Фрейдом входит в состав П.З. как часть отношений между

его объектами.

П.З. играет существенную роль во всем дальнейшем существовании Р.Л.

а также различных общественных структур, представляющих множество

реальных личностей (М.Р.Л.), у которых между собой существует вполне

определенные отношения. Это происходит благодаря существованию

одного консервативного влечения, гипотезу о котором высказал З. Фрейд

при исследовании военных неврозов. Сущность этого влечения состоит в

том, что все живое стремится вернуться к своему первоначальному

состоянию. В обыденной жизни каждая Р.Л. отождествляет окружающие

её другие Р.Л. с объектами своего П.З. и устанавливает с ними отношения,

испытанные очень давно в самом начале своего развития. Таким образом,

происходит отображение П.З. на повседневную реальность.

Кроме сказок есть еще одно замечательное символьное представление

П.З.

Это – религия, где всемогущие боги, являющимися символьным

представлением родителей могут помочь Р.Л. , попавшей в

затруднительное положение в процессе своего существования. Религия

основана на весьма специфичном знании, называемом верой. На самом

деле это и есть символьное представление П.З. При этом жизнь своих

родителей ассоциируется Р.Л. как потустороннее существование.