Когда Берен был тяжело ранен после нападения Кархарота, то на требование Тингола вручить ему Сильмариль Хуан ответил, что тот не может сделать это из-за опасной раны, которую человек получил, когда волколак прыгнул на него.
Примечание: Данная часть статьи является полностью основанной на канонических материалах Толкина, а не какими-то "бреднями" автора или его "больными фантазиями".
Такое упоминание встречается во второй части «Книги Утраченных Сказаний». Согласно ей, Хуан по-прежнему остаётся жив и, более того, может говорить не три раза за свою жизнь, а всегда. Правда, в позднейшем тексте «Сильмариллиона», да и «Лэ о Лейтиан», нападение Кархарота заканчивается гораздо драматичнее, да и облечь мысль в слова ему даровано лишь три раза.
Именно об участии валинорского пса в Великой Охоте на него, спасении волкодава Берена и Лутиэн от пауков Нан-Дунгортеб, его третьих и последних словах и смерти мне бы и хотелось рассказать в своей третьей части (в то время как в первой и второй частях поведал о его ранних годах, отречении от Келегорма и первых и вторых словах пса).
Спасение Берена и Лутиэн от пауков и возвращение в Дориат.
Хуан, прознав о том, что Берен и Лутиэн бежали из Ангбанда, весьма подивился этому дерзкому деянию, но более всего — их возвращению из крепости. Волкодав издалека заслышал шум и громкие крики преследователей, поэтому, собрав свору псов, он отправился к друзьям через леса, преследуя орков и получив немало ран. Однако и ему удалось убить многих; остальные же, завидев его, обратились в бегство и преисполнились великого страха [«Книга Утраченных Сказаний: Часть 2», «Сказание о Тинувиэль»].
Так продолжалось до тех пор, пока он не пришёл к Нан-Дунгортеб, где пауки захватили двух влюблённых в плен [«История Средиземья, том III», «Лэ о Лейтиан: Ненаписанные песни: Краткое содержание 13»]. Ему удалось спасти их, и Хуан, посадив Лутиэн к себе на спину, отправился в путь, в то время как Берен изо всех сил бежал рядом с ними [«Книга Утраченных Сказаний: Часть 2», «Сказание о Тинувиэль»].
Стремительно промчавшись вперёд, пёс вступил на тайные тропы, двигаясь напрямик к Тинголу. Так беглецам удалось ускользнуть от полчищ врагов, хотя сие отнюдь не означало полное избавление от них. Потому, видя, что преследователи по-прежнему идут за ними по пятам, вновь повёл Берена и Лутиэн извилистыми путями, не смея до поры доставить их в Дориат.
С такой непостижимой для недругов ловкостью прокладывал он дорогу, что вскоре погоня далеко отстала и никакие отряды орков и волколаков более им не попадались, ибо трое друзей находились неподалёку от пределов Завесы Мелиан, хранившей королевство ото зла [«Книга Утраченных Сказаний: Часть 2», «Сказание о Тинувиэль»].
Когда же они добрались до самых границ Дориата, верный пёс помог Лутиэн выходить сына Барахира, и тот вскоре очнулся [«Сильмариллион», «Глава 19: О Берене и Лутиэн»]. И Берен, решив жить один (ибо обет свой человек так и не исполнил), попрощался с Хуаном, поручив тому отвести возлюбленную до её дома.
Храбрец хотел было отправиться жить в чащу леса в одиночестве, но дочь Тингола остановила его и уговорила пойти в Дориат. И Хуана пришлось долго увещевать вернуться назад вместе с ними, ибо, как заявила Лутиэн, «отец должен тебе великую награду, о Хуан, если хоть сколько-нибудь любит свою дочь» [«Книга Утраченных Сказаний: Часть 2», «Сказание о Тинувиэль»].
Поэтому вскоре они вновь продолжили путь и наконец возвратились к лесам, где нередко бывала Лутиэн. Там трое узнали о том, будто в этих краях побывал ужасный волколак, промчавшийся, словно одержимый, по Дориату, убив по дороге уже многих. Хуан вскоре понял, что это Кархарот, ибо, как и все псы, умел читать и брать след, о чём и поведал своему другу Берену [«Книга Утраченных Сказаний: Часть 2», «Сказание о Тинувиэль»].
Подготовка к Охоте на Волка и смерть.
После же того, как Берен и Лутиэн, вступив в Дориат, поведали Тинголу о своих странствиях, то он решил начать подготовку к Великой Охоте на Волка. В ту пору Хуан оставался в чертогах короля, а узнав о готовящемся преследовании Кархарота, взмолился, чтобы и ему позволили участвовать в том славном деянии, и его просьбу охотно исполнили [«Книга Утраченных Сказаний: Часть 2», «Сказание о Тинувиэль»].
Поэтому однажды ранним утром Хуан, гордо вышагивая вместе с Белегом, Маблунгом, Тинголом и Береном, отправился на Охоту на Волка. Очень скоро пёс заприметил свежий след у потока, расположенного неподалёку от королевских врат, и он оказался отпечатком Кархарота. Ведомые волкодавом, преследователи шли весь день, замечая вокруг себя изрытые и истоптанные берега реки и осквернённые заводи [«Книга Утраченных Сказаний: Часть 2», «Сказание о Тинувиэль»].
Когда солнце начало опускаться, то Хуан обнаружил, что след выходит к ручью, где охотники как раз заприметили Кархарота [«Книга Утраченных Сказаний: Часть 2», «Сказание о Тинувиэль»]. Тот, правда, не обратил на них ни малейшего внимания, и они, выставив дозорных, стали ждать. Но пёс, которому не терпелось взглянуть на Кархарота, в одиночку отправился поднимать тварь, и вскоре в чаще зазвенел лай.
Но Кархарот обманул пса, который слишком поздно понял это: когда он бросился на волколака со спины, Берен уже получил тяжёлую рану. И Хуан повалил врага, и оба рухнули, и завязалась кровавая битва. Никакой поединок не сравнился бы с ней, ибо в лае пса из Валинора звучали рога Оромэ, а в голосе твари — ненависть Моргота. Противники бились насмерть, так что от оглушительного шума раскололись скалы и обрушивались камни с вершин.
И Хуану удалось одолеть Кархарота, однако в тёмных лесах Дориата исполнилась его судьба, давно предсказанная: раны пса оказались смертельными, и яд Моргота проник в его кровь. Сделав несколько шагов, волкодав упал около Берена и, заговорив в третий раз, попрощался с ним. Тот не ответил, но положил руку на голову любимца; так оба и расстались. И двух великих героев на носилках доставили к дворцу короля.
4 часть данной статьи можно прочитать здесь.
#искусство #кино #интересные факты #фантастика #фэнтези #культура #творчество #чтение #властелин колец #литература