Церковь Воскресения Христова стоит рядом с оживлённой площадью у станции метро «Сокольники». Вы по любому видели её, если ходили в местный парк. Мне нравится этот храм. Он необычен по нескольким причинам. Во-первых, его архитектурный облик представляет из себя причудливый сплав модерна с русским стилем. Подобных зданий в Москве осталось мало. Второй особенностью храма является ориентация на юг - в сторону родины Иисуса Христа. Большинство других построек русского православия ориентированы с запада на восток, то есть вход у них располагается ближе к западу, а алтарь ближе к востоку. Третьей причиной посетить храм является тот факт, что он никогда не закрывался. Было дело, когда в двадцатые годы его очень хотели ликвидировать товарищи с активной коммунистической позицией, но как-то прошла беда стороной. В годы богоборчества в храм свозили иконы из приговорённых к сносу исторических памятников. Сюда привезли икону Боголюбской Божией матери с Варварских ворот Китай-города, икону святого Пантелеймона из Пантелеймоновской Афонской часовни возле Лубянских ворот Китай-города, икону Богоматери Страстной из Страстного монастыря. Главной святыней Воскресенской церкви по праву можно считать копию Иверской иконы Божией матери. Оригинал хранится в Иверском монастыре на Афоне, а эта копия была привезена в Москву и в 1669-м году помещена в часовню возле Воскресенских ворот. Ворота снесли при советской власти, так как они мешали проходу демонстраций в дни революционных праздников. Икону принесли в Воскресенский храм и с тех пор она хранится в его стенах.
Вот такие у неё огромные объёмы. Инициатором постройки церкви был настоятель храма при расположенной неподалёку Бахрушинской больнице - священник Иоанн Кедров. В честь него Воскресенскую церковь часто зовут Кедровской. Судя по рассказам отца Иоанна, три раза во сне к нему являлась Богородица и всякий раз повелевала построить в Сокольниках храм. После третьего раза Иоанн всё-таки решился на строительство, да вот беда - денег не было совсем. Конечно в Сокольниках имелись дачи состоятельных людей, но в основном вокруг были фабрики и казармы для рабочего люда. Рабочие всё время думали, где бы им достать кусок хлеба, чтобы накормить домочадцев и самим не идти спозаранку на фабрику с пустым желудком. Они не могли пожертвовать много. Стройка затянулась и богослужения проводились в расположенной неподалёку временной церкви, обустроенной в стенах небольшого кирпичного дома. Однажды, ближе к ночи, незадолго до дня очередного расчёта со строителями, в дверь к отцу Иоанну постучали. На пороге стоял одетый в лохмотья дед, который слёзно попросил пустить его переночевать. И отец Иоанн пустил. Наутро деда на месте не оказалось и, нет он ничего не украл. Наоборот, в той комнате, где он устроился на ночлег, лежал свёрток с необходимой для завершения строительства суммой. Как человек, настроенный ко всему скептически, я не очень верю в подобные «чудеса». Хотя с другой стороны, ничего фантастического в этой истории нет. В те времена некоторые купцы и промышленники жертвовали большие деньги на строительство храмов, богаделен, больниц и прочих учреждений. Вполне может быть, что такой человек захотел оплатить завершение строительства храма в Сокольниках, но не хотел давать деньги кому попало. Таким нестандартным способом можно было проверить является ли священник Иоанн человеком достойным помощи или нет. Ведь это обычный человек может пройти мимо сирого и убогого старика, а священник должен хотя бы попытаться ему помочь. Священник - это не профессия, это призвание. Во всяком случае в соответствии с понятиями абстрактной справедливости, без учёта суровой реальности. Как бы там ни было, Воскресенскую церковь достроили в 1913-м году.
Митрополит Макарий освятил церковь в честь Воскресения Христова 22-го декабря 1913-го года. Настоятелем стал Иоанн Кедров. Хор нового храма первоначально состоял из слепых. В 1915-м году были освящены два придела. Южный - в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих радость», в память о больничном храме, в котором прежде служил отец Иоанн. Северный - в честь апостолов Петра и Павла. Сорок тысяч рублей на возведение северного придела пожертвовал некий благотворитель, пожелавший остаться неизвестным.
Автором проекта храма был архитектор Павел Толстых. Его творение причисляют то к модерну, то к неорусскому стилю. Некоторые определяют церковь в эклетику, так как в её облике нашлось место и для модерна, и для русского стиля, и даже для готики.
У храма нет отдельной колокольни.
Храм построен в форме креста. Его высота - 34 метра, площадь - 960 квадратных метров.
Восемь чёрных малых главок сконцентрированы вокруг шатрового восьмерика, увенчанного главкой золотого цвета. Таким образом получается, что главок в храме девять - по числу девяти ангельских чинов.
В православии есть девять ангельских чинов - серафимы, херувимы, господства, силы, власти, престолы, начала, архангелы, ангелы. О том, что это означает, вам лучше почитать в других статьях в интернете. В двух словах и не расскажешь.
Барабаны главок опоясаны тёмно-синей плиткой производства гончарного завода «Абрамцево».
Над входом помещена фреска с изображениями Христа и двух ангелов. Под ними начертаны слова: «Аз есмь свет - веруйте во свет, да сынове света будете». Эти слова похожи на отрывок из Евангелия по Иоанну:
Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
После революции над Воскресенским храмом сгустились тучи. В первый раз настоятеля попытались арестовать ещё в 1918-м году, когда он выступил против празднования первого мая. В 1920-м году в квартире отца Иоанна был проведён обыск, после которого его арестовали без предъявления обвинения. Вскоре священника отпустили, но уже в 1922-м году он был осуждён по делу о «противодействии изъятию церковных ценностей» на пять лет заключения с поражением в гражданских правах и конфискацией имущества. После отбывания срока отец Иоанн приехал в подмосковное Алабино, где вскоре умер. Есть правда иная версия его кончины. Внучка отца Иоанна вспоминала о том, что в 1959-м году, перед смертью, её отец рассказал как вместе с братом забирал тело дедушки с Лубянки и дал расписку «что они никогда никому ничего не скажут». Мы не можем знать какая именно версия правдива. В любом случае Иоанн Кедров был похоронен на Пятницком кладбище. Его могила сохранилась по сей день.
В 1929 году коллектив местной психиатрической лечебницы провёл собрание, итогом которого стала резолюция о необходимости закрытия храма и перестройке его в клуб для медработников. Вскоре послышались и другие призывы. Требования закрыть храм озвучивались от лица местных рабочих, арестантов, школьников, работников культуры. Прихожане в ответ направляли в Моссовет жалобы и письма со словами о том, как сильно им нужен Воскресенский храм. В 1932-м году чиновники всё-таки решили передать церковь вместе с участком земли ВНИИ водоснабжения для возведения на этом месте нового здания. Уже начался переезд, архитектор приступил к проектным работам и вдруг один секретарь Мосгорисполкома призвал отменить решение, аргументируя это тем, что храм в округе остался один и обслуживает он множество прихожан из закрытых московских церквей. Церковь не стали разрушать, но это не защитило от преследований её духовенство. В 1933-м году был арестован священник Нил Смирнов, впоследствие прославленный в лике новомученика. В следующем году храм заняли обновленцы. В конце 1943-го года обновленческий причт храма вместе с протоиереем Андреем Расторгуевым перешёл под крыло Московской патриархии. Таким образом церковь вернулась под контроль РПЦ. В 1945-м году в храме проводился Поместный собор, избравший патриархом Московским и всея Руси митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия I.
Интерьер храма поражает своим величием и одновременно сдержанностью оформления. Кипарисовые иконостасы вырезаны ещё до революции по проекту архитектора Павла Толстых. Увесистые киоты для икон выполнены из дуба. К величественным сводам подвешены огромные паникадила, изготовленные в византийском стиле. По большей части стены не окрашены, а имеющиеся росписи, похожи на фрески Михаила Нестерова в Марфо-Мариинской обители.
Недавно христиане праздновали Рождество. У храма до сих пор стоит вертеп со сценой появления на свет Иисуса Христа.
На территории церкви есть бревенчатый дом причта, построенный в 1914-м году. В начале девяностых его пришлось ремонтировать после пожара.
Напоследок, публикую фотографии Воскресенского храма в 2017-м году. В то время он реставрировался.
Спасибо за внимание.