Найти в Дзене
Пешком по Москве

Ленинградский проспект. Большая прогулка. Часть 1

Ленинградский проспект - самая широкая и одна из самых оживленных улиц Москвы. С давних времен здесь проходила Тверская дорога. Через несколько лет после основания Санкт-Петербурга дорогу переименовали. Так появился Петербургский тракт, с 1820 года ставший Петербургским шоссе. Далее дорога примеряла новые имена вслед за переименованием Северной столицы: с 1915 года она стала Петроградским шоссе, с 1924 - Ленинградским. И лишь в 1957 году шоссе превратилось в Ленинградский проспект. До революции здесь были в основном дачные участки с деревянными постройками. Но сегодня достопримечательностей вдоль проспекта сконцентрировано столько, что я просто не смогу уместить их в одну публикацию. Поэтому для начала предлагаю пройтись от Белорусского вокзала до Беговой и обратно. За спиной - 1-я Тверская-Ямская. Пройден Тверской путепровод. Встречай, дорогая Ленинградка! Первый дом по правой стороне - жилой. К Аэрофлоту он теперь никакого отношения не имеет, хотя когда-то здесь размещался офис ав

Ленинградский проспект - самая широкая и одна из самых оживленных улиц Москвы. С давних времен здесь проходила Тверская дорога. Через несколько лет после основания Санкт-Петербурга дорогу переименовали. Так появился Петербургский тракт, с 1820 года ставший Петербургским шоссе. Далее дорога примеряла новые имена вслед за переименованием Северной столицы: с 1915 года она стала Петроградским шоссе, с 1924 - Ленинградским. И лишь в 1957 году шоссе превратилось в Ленинградский проспект.

До революции здесь были в основном дачные участки с деревянными постройками. Но сегодня достопримечательностей вдоль проспекта сконцентрировано столько, что я просто не смогу уместить их в одну публикацию. Поэтому для начала предлагаю пройтись от Белорусского вокзала до Беговой и обратно.

Ленинградский проспект. Общий вид
Ленинградский проспект. Общий вид

За спиной - 1-я Тверская-Ямская. Пройден Тверской путепровод. Встречай, дорогая Ленинградка!

Первый дом по правой стороне - жилой. К Аэрофлоту он теперь никакого отношения не имеет, хотя когда-то здесь размещался офис авиакомпании.

-2

Интересное архитектурное решение (капители колонн находятся на уровне 5 этажа) обусловлено тем, что в процессе строительства было принято решение увеличить этажность строения. А что вы хотели, в 1937 году и не такое вытворяли!

По соседству с жилым домом находился второй государственный часовой завод, известный с 1924 года. Его гордостью стали часы "Слава", широко распространённые как в Советском Союзе, так и за рубежом. В 2008 году начался снос цехов завода на Ленинградке. Долгое время на этом месте был пустырь, а сейчас здесь возводят комплекс апартаментов премиум-класса Slava.

-3

Главный архитектор - Филипп Болл, британец.

-4

К слову, часы ещё можно приобрести в соседнем здании (д. 10). В Москве работает торговый дом "Слава", а производство теперь находится в Угличе, Санкт Петербурге и Химках. В часах используются отечественные, японские и китайские комплектующие. Покупателям с именем Слава обещают скидку до 10 процентов.

На месте государственной табачной фабрики номер 2 "Ява" в 2016 году был отстроен комплекс апартаментов "Art Residence" с минимальной ценой 37.000.000 за апартаменты площадью 91 м2.

-5

Производство сигарет Ява перенесли в Саратов и Санкт-Петербург.

Трудно представить, но дому номер 14 - почти сто лет.

-6

Он был построен в 1924 году силами кооператива "Новая Москва". Здесь на 5-м этаже жил поэт и переводчик Владимир Полетаев. Одно из его стихотворений особенно актуально сегодня:

Идет по городу зима,

звенят прозрачные трамваи.

Вот видишь: старые дома

на Переяславке ломают.

Они стоят и смотрят слепо

в январское пустое небо,

и пробивается во двор

из окон тихий разговор.

Шушукаются коридоры,

что вот разъехались жильцы,

что со дверей сошли запоры

и в воду канули концы.

А кто-то здесь кого-то встретил

и с кем-то был накоротке,

но это слышал только ветер,

который жил на чердаке.

В 1970 году Владимир вышел в окно своей квартиры. Ему было чуть больше 18 лет.

Во дворе дома каким-то чудом уцелело деревянное сооружение, которое заботливо утеплили на зиму живущие здесь бомжи.

-7

Среди бежевых строений выделяется ряд построек из красного кирпича. Все они в свое время относились к Императорскому Человеколюбивому обществу. В комплекс входят церковь Живоначальной Троицы

-8

с пристроенной к ней богадельней княгини Черкасовой ⬇️

-9

и Спиридоньевское убежище для неизлечимых ⬇️

-10

Дом, который возвышается над убежищем, был построен для сотрудников Генпрокуратуры СССР в 1955 году и стал самым высоким зданием на Ленинградском шоссе на тот период времени.

-11

Во дворах неподалёку можно увидеть один из самых старых спортивных комплексов столицы - дворец физкультуры завода "Авиахим" с большим купольным залом.

-12

В данный момент здание претерпело некоторые изменения во внешнем облике. Сейчас часть его занимает спортивный комплекс "Крылья Советов", а под куполом принимает гостей клуб-ресторан LeninGrad.

На Ленинградке немало домов П-образной формы. Один из них (номер 28) раньше был жилым комбинатом комакадемии.

-13

В здании велась торговля, присутствовали столовая, клуб, ясли. В одной из квартир жила известная актриса Рина Зелёная.

Гостиница "Советская" была открыта в 1952 году. В дореволюционное время на этом месте располагался один из лучших ресторанов страны - "Яр", в котором любили отдыхать от работы Шаляпин, Куприн, Чехов.

-14

Гостиница тоже пользовалась популярностью. Некоторое время здесь жил Василий Сталин. В "Советской" останавливались посол доброй воли Саманта Смит, посетившая Москву по приглашению Андропова, и Арнольд Шварцнеггер во время съёмок фильма "Красная жара".

-15

Гостиница (ныне отель) функционирует по сей день. Здесь же размещается цыганский театр "Ромэн". Театру принадлежит и соседний доходный дом Судакова.

-16

Рядом растёт ещё одно здание гостиницы, немного напоминающее высотку у площади трех вокзалов.

-17

Это 36-этажный апарт-комплекс Alcon Tower. Трёхкомнатные апартаменты можно приобрести за 46 миллионов рублей.

При покупке апартамента клиент получает скидку 1,5 миллиона рублей на покупку машиноместа. Согласитесь, звучит заманчиво?

-18

Чтобы не закружилась голова, поспешим перейти на другую сторону Ленинградского проспекта.

Прямо у подземного перехода нас встречает один из первых московских образцов сборного строительства из заводских бетонных блоков - "Ажурный дом".

-19

Ворота в начале Беговой аллеи украшены скульптурами "Диоскуры, укрощающие коней".

-20

Это творческая переработка скульптур Аничкова моста в Петербурге, созданных Клодтом. Над московским вариантом работали скульпторы Волнухин и Клодт-внук.

-21

Беговая аллея ведёт к ипподрому. По пути мы можем видеть ещё одну достопримечательность Ленинградки - "дом-сороконожку".

-22

Стоящий на сорока высоких каменных ногах, он также напоминает нам о Петербурге. Изначально дом должен был стать гостиницей для гребцов-олимпийцев, а его окна должны были выходить на Химкинское водохранилище. Но реализовать задуманное не получилось, поэтому "сороконожка" стала одним из украшений Ленинградского проспекта.

-23

Московский ипподром был основан в 1834 году. Он считается старейшим ипподромом в Европе и одним из самых крупных - в России. Его реконструкция была проведена в 1951-1955 годах после того, как сгорело главное здание - Беговая беседка, построенная в 1894 году.

Беговая беседка. Наши дни
Беговая беседка. Наши дни
-25

Барельефы Беговой беседки
Барельефы Беговой беседки
Центральный вход
Центральный вход
-28

Многие богатеи дореволюционной России увлекались скачками. Более 200 чистокровных лошадей держал Леон Манташев, сын нефтяного магната Александра Манташева, построившего первый в мире нефтепровод. Дом Манташева-сына с конюшней располагается в шаговой доступности от ипподрома.

-29

Коней здесь разводят по сей день, правда железных. К зданию пристроена огромная металлическая конструкция, под которой находится автосервис. Также здесь обитает театр классического балета Касаткиной и Василёва.

Вензель ЛМ напоминает о первом хозяине дома
Вензель ЛМ напоминает о первом хозяине дома

Основанная в 1855 году французом Адольфом Сиу бисквитная фабрика "Сиу и Ко" долгое время баловала москвичей вафлями, шоколадом, мармеладом и пастилой. После революции она была национализирована и получила более привычное нам название "Большевик".

-31

Победитель всесоюзных и всемирных выставок, фабрика, как и многие другие предприятия, была закрыта в 2012 году. В ходе большой реконструкции удалось сохранить её исторический облик. Сейчас здесь размещается множество предприятий разного рода деятельности и апартаменты, а в бывшем здании для хранения муки и сахара устроили Музей русского импрессионизма.

Соседу "Большевика" - Научно-исследовательскому институту - повезло меньше. Его снесли. Теперь территорию занимает ЖК "Суббота", появившийся на свет в 2018 году.

-32

Фабрики-кухни давали рабочим здоровое и дешёвое питание. Механизация предприятия позволяла за короткое время накормить большое количество голодных людей. Первая такая фабрика в Москве появилась в 1928 году на Ленинградском шоссе.

-33

Здание выполнено в форме четверти круга. Сейчас здесь находится институт прикладной механики.

Наша сегодняшняя прогулка завершается у здания пограничной академии ФСБ РФ

-34

и красивейшего жилого дома с башенками, который был построен для сотрудников управления пароходства канала Москва-Волга.

-35

И вновь через Тверской путепровод мы возвращаемся к Белорусскому вокзалу, закольцевав маршрут.

Более километра Ленинградского проспекта мы прошли за сегодняшний день. Если не устали - готовьтесь к продолжению.

Спасибо за внимание!

С нетерпением жду ваших дополнений!