Ленинградский проспект - самая широкая и одна из самых оживленных улиц Москвы. С давних времен здесь проходила Тверская дорога. Через несколько лет после основания Санкт-Петербурга дорогу переименовали. Так появился Петербургский тракт, с 1820 года ставший Петербургским шоссе. Далее дорога примеряла новые имена вслед за переименованием Северной столицы: с 1915 года она стала Петроградским шоссе, с 1924 - Ленинградским. И лишь в 1957 году шоссе превратилось в Ленинградский проспект.
До революции здесь были в основном дачные участки с деревянными постройками. Но сегодня достопримечательностей вдоль проспекта сконцентрировано столько, что я просто не смогу уместить их в одну публикацию. Поэтому для начала предлагаю пройтись от Белорусского вокзала до Беговой и обратно.
За спиной - 1-я Тверская-Ямская. Пройден Тверской путепровод. Встречай, дорогая Ленинградка!
Первый дом по правой стороне - жилой. К Аэрофлоту он теперь никакого отношения не имеет, хотя когда-то здесь размещался офис авиакомпании.
Интересное архитектурное решение (капители колонн находятся на уровне 5 этажа) обусловлено тем, что в процессе строительства было принято решение увеличить этажность строения. А что вы хотели, в 1937 году и не такое вытворяли!
По соседству с жилым домом находился второй государственный часовой завод, известный с 1924 года. Его гордостью стали часы "Слава", широко распространённые как в Советском Союзе, так и за рубежом. В 2008 году начался снос цехов завода на Ленинградке. Долгое время на этом месте был пустырь, а сейчас здесь возводят комплекс апартаментов премиум-класса Slava.
Главный архитектор - Филипп Болл, британец.
К слову, часы ещё можно приобрести в соседнем здании (д. 10). В Москве работает торговый дом "Слава", а производство теперь находится в Угличе, Санкт Петербурге и Химках. В часах используются отечественные, японские и китайские комплектующие. Покупателям с именем Слава обещают скидку до 10 процентов.
На месте государственной табачной фабрики номер 2 "Ява" в 2016 году был отстроен комплекс апартаментов "Art Residence" с минимальной ценой 37.000.000 за апартаменты площадью 91 м2.
Производство сигарет Ява перенесли в Саратов и Санкт-Петербург.
Трудно представить, но дому номер 14 - почти сто лет.
Он был построен в 1924 году силами кооператива "Новая Москва". Здесь на 5-м этаже жил поэт и переводчик Владимир Полетаев. Одно из его стихотворений особенно актуально сегодня:
Идет по городу зима,
звенят прозрачные трамваи.
Вот видишь: старые дома
на Переяславке ломают.
Они стоят и смотрят слепо
в январское пустое небо,
и пробивается во двор
из окон тихий разговор.
Шушукаются коридоры,
что вот разъехались жильцы,
что со дверей сошли запоры
и в воду канули концы.
А кто-то здесь кого-то встретил
и с кем-то был накоротке,
но это слышал только ветер,
который жил на чердаке.
В 1970 году Владимир вышел в окно своей квартиры. Ему было чуть больше 18 лет.
Во дворе дома каким-то чудом уцелело деревянное сооружение, которое заботливо утеплили на зиму живущие здесь бомжи.
Среди бежевых строений выделяется ряд построек из красного кирпича. Все они в свое время относились к Императорскому Человеколюбивому обществу. В комплекс входят церковь Живоначальной Троицы
с пристроенной к ней богадельней княгини Черкасовой ⬇️
и Спиридоньевское убежище для неизлечимых ⬇️
Дом, который возвышается над убежищем, был построен для сотрудников Генпрокуратуры СССР в 1955 году и стал самым высоким зданием на Ленинградском шоссе на тот период времени.
Во дворах неподалёку можно увидеть один из самых старых спортивных комплексов столицы - дворец физкультуры завода "Авиахим" с большим купольным залом.
В данный момент здание претерпело некоторые изменения во внешнем облике. Сейчас часть его занимает спортивный комплекс "Крылья Советов", а под куполом принимает гостей клуб-ресторан LeninGrad.
На Ленинградке немало домов П-образной формы. Один из них (номер 28) раньше был жилым комбинатом комакадемии.
В здании велась торговля, присутствовали столовая, клуб, ясли. В одной из квартир жила известная актриса Рина Зелёная.
Гостиница "Советская" была открыта в 1952 году. В дореволюционное время на этом месте располагался один из лучших ресторанов страны - "Яр", в котором любили отдыхать от работы Шаляпин, Куприн, Чехов.
Гостиница тоже пользовалась популярностью. Некоторое время здесь жил Василий Сталин. В "Советской" останавливались посол доброй воли Саманта Смит, посетившая Москву по приглашению Андропова, и Арнольд Шварцнеггер во время съёмок фильма "Красная жара".
Гостиница (ныне отель) функционирует по сей день. Здесь же размещается цыганский театр "Ромэн". Театру принадлежит и соседний доходный дом Судакова.
Рядом растёт ещё одно здание гостиницы, немного напоминающее высотку у площади трех вокзалов.
Это 36-этажный апарт-комплекс Alcon Tower. Трёхкомнатные апартаменты можно приобрести за 46 миллионов рублей.
При покупке апартамента клиент получает скидку 1,5 миллиона рублей на покупку машиноместа. Согласитесь, звучит заманчиво?
Чтобы не закружилась голова, поспешим перейти на другую сторону Ленинградского проспекта.
Прямо у подземного перехода нас встречает один из первых московских образцов сборного строительства из заводских бетонных блоков - "Ажурный дом".
Ворота в начале Беговой аллеи украшены скульптурами "Диоскуры, укрощающие коней".
Это творческая переработка скульптур Аничкова моста в Петербурге, созданных Клодтом. Над московским вариантом работали скульпторы Волнухин и Клодт-внук.
Беговая аллея ведёт к ипподрому. По пути мы можем видеть ещё одну достопримечательность Ленинградки - "дом-сороконожку".
Стоящий на сорока высоких каменных ногах, он также напоминает нам о Петербурге. Изначально дом должен был стать гостиницей для гребцов-олимпийцев, а его окна должны были выходить на Химкинское водохранилище. Но реализовать задуманное не получилось, поэтому "сороконожка" стала одним из украшений Ленинградского проспекта.
Московский ипподром был основан в 1834 году. Он считается старейшим ипподромом в Европе и одним из самых крупных - в России. Его реконструкция была проведена в 1951-1955 годах после того, как сгорело главное здание - Беговая беседка, построенная в 1894 году.
Многие богатеи дореволюционной России увлекались скачками. Более 200 чистокровных лошадей держал Леон Манташев, сын нефтяного магната Александра Манташева, построившего первый в мире нефтепровод. Дом Манташева-сына с конюшней располагается в шаговой доступности от ипподрома.
Коней здесь разводят по сей день, правда железных. К зданию пристроена огромная металлическая конструкция, под которой находится автосервис. Также здесь обитает театр классического балета Касаткиной и Василёва.
Основанная в 1855 году французом Адольфом Сиу бисквитная фабрика "Сиу и Ко" долгое время баловала москвичей вафлями, шоколадом, мармеладом и пастилой. После революции она была национализирована и получила более привычное нам название "Большевик".
Победитель всесоюзных и всемирных выставок, фабрика, как и многие другие предприятия, была закрыта в 2012 году. В ходе большой реконструкции удалось сохранить её исторический облик. Сейчас здесь размещается множество предприятий разного рода деятельности и апартаменты, а в бывшем здании для хранения муки и сахара устроили Музей русского импрессионизма.
Соседу "Большевика" - Научно-исследовательскому институту - повезло меньше. Его снесли. Теперь территорию занимает ЖК "Суббота", появившийся на свет в 2018 году.
Фабрики-кухни давали рабочим здоровое и дешёвое питание. Механизация предприятия позволяла за короткое время накормить большое количество голодных людей. Первая такая фабрика в Москве появилась в 1928 году на Ленинградском шоссе.
Здание выполнено в форме четверти круга. Сейчас здесь находится институт прикладной механики.
Наша сегодняшняя прогулка завершается у здания пограничной академии ФСБ РФ
и красивейшего жилого дома с башенками, который был построен для сотрудников управления пароходства канала Москва-Волга.
И вновь через Тверской путепровод мы возвращаемся к Белорусскому вокзалу, закольцевав маршрут.
Более километра Ленинградского проспекта мы прошли за сегодняшний день. Если не устали - готовьтесь к продолжению.
Спасибо за внимание!
С нетерпением жду ваших дополнений!