В понедельник 17 января Первый заместитель директора Департамента Ямало-Ненецкого автономного округа Бойченко Сергей Аскольдович дал телефонное интервью участнику конкурса имени Льва Выготского, заместителю директора по дошкольнику образованию детского сада с.Катравож Коялхот Галине Леонидовне.
Вопросы ,связанные с семьей и образованием волную многих. Самые важные образовательные проблемы региона, проблема качества дошкольного образования, площадка для диспута -вот ,что стало темой нашего разговора.
Сергей Аскольдович, добрый вечер,главный и первый вопрос:в чем ключевая проблема образования на Ямале сегодня, по вашему мнению?
-Специфика Автономного округа, ряда других субъектов района Крайнего Севера, предполагает, что часть наших детей вместе с родителями ведут кочевой образ жизни. По объективным причинам они не посещают детский сад, соответственно, имеют неодинаковый старт со всеми остальными детьми. Городские дети,дети сельских поселений и вашего села Катравож обладают большими возможностями, чем дети кочевий. Соответственно, у них иной уровень подготовки, доступность к качественному образованию снижена. Актуальные вопросы по кочевым школам имени Анны Неркаги и школы п. Паюта решают эти задачи, но на Федеральном уровне кочевая школа не узаконена, на уровне региона этот вопрос решается. Для региона нас эта проблема еще актуальна.
Вторая проблема: кадровое обеспечение учебных заведений. Это общая проблема характерна для современной системы образования в целом. Выпускники классических педагогических учебных заведений не спешат идти работать в школы и детские сады. Компетенции, которые получают студенты учебных заведений, довольны широкие, поэтому вопрос: идти или не идти работать в школу или детский сад у многих не встает. Только трое из десяти осознанно принимают свою специальность педагога. Проблема решается различными проектами и программами, например: «Учитель Ямала», когда в регион привлекаются квалифицированные педагоги на конкурсной основе, защищают свои проекты и, конечно, получают определенные бонусы при приеме на работу.
Третья проблема связана с качеством образования - это гонка за показателями. Учебные заведения, участвуя в рейтинге баллов по ЕГЭ, ОГЭ, медалистов, забывают, что в школе учатся дети с разным потенциалом. Если школа готовит одного медалиста, она может упустить двадцать других детей, которые в дальнейшем будут составлять фундамент поселка, маленького городка, в котором находится эта самая школа. Это нужно помнить. Внутри образовательной организации необходимо очень серьезно подходить к оценке качества образования. Что касается детских садов, то требуется обращать внимание на преемственность. Нужно внимательно относиться к каждому ребенку, прослеживать, насколько комфортно ребенку в детском саду. Мы сейчас как раз говорим о великом педагоге Льве Выготском, об индивидуальной траектории развития ребенка. Об этом тоже должен знать и помнить воспитатель в детском саду. Отдельный вопрос о педагогических кадрах в детском саду. Большое количество детских садов на Ямале, но крайний дефицит педагогических кадров.Эту проблему нужно решать совместно с учебным заведениям ,которые готовят воспитателей для дошколят.
Если бы Вы создали общее родительское педагогическое пространство для обсуждения идей, это было бы место для убеждения или для диспута?
-Безусловно, здесь нужно соблюдать баланс, потому что мы должны реализовывать государственную политику как федеральную, так и региональную, задавать определённые тренды. А поскольку у нас правовое, свободное государство, то родительское сообщество должно задавать определенный тон. Мы должны иметь обратную связь между всеми субъектами образования на уровне учебного заведения, на уровне муниципалитета и региона. Диалоговая площадка должна быть, нужно четко понимать, какой есть запрос у родителей, общества. Мы должны внимательно слышать сигналы, которые нам подают родители. Государственные векторы развития должны совпадать с вектором запроса сообщества. Обратная связь и диалог - вот режим взаимодействия.
Родители уже не верят, что педагог воспитывает именно так, как надо. Основные причины одни: недоверие и неуважение. Родители боятся, что у детей ничего не получится. Как расставить опорные точки: родитель-ребенок-педагог?
-Нельзя говорить о том, что все родители не верят. Это отдельные примеры как отрицательные, так и положительные. Необходимо делать, чтобы этот диалог выстроился. Уважение и доверие на пустом месте не вырастят. Чтобы доверие и взаимоуважение возникло, нужно чаще встречаться. Обсуждать честно проблемы. На самом деле, есть разные категории родителей: родители, которые очень заинтересованы в том, как организован образовательный процесс и как комфортно в нем себя чувствует ребенок. Они всегда готовы принимать участие в образовательном процессе. Есть категория пассивных родителей. Здесь нужно выстраивать диалог, стараться честно, открыто, профессионально говорить о том, что родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Но самое главное состоит в том, что мы не должны в процессе поиска доверия и уважения забывать о ребенке. Вокруг него и строится вся система образования. Детский сад дает очень полезный навык социализации, чтобы в дальнейшем как можно меньше было бы вот такого недоверия и неуважения. То есть, мы опять вернулись к вопросу воспитания и образования в детском саду. «Шекспировские страсти» зарождаются в детском саду, и об этом нужно помнить.
И напоследок, я хочу задать личный вопрос. Сергей Аскольдович, что сложнее: быть министром или отцом ?
-Это два совсем разных статуса. Их нельзя сравнивать, потому что это совсем различная ответственность, но хорошим родителем быть сложнее. И в каждом случае - ответственность глобальная - воспитать достойно детей, управлять системой образования, в которой работают и обучаются ни одна сотня тысяч людей. Это две основные мои жизненные ипостаси. Я горжусь своими детьми, благодарен маме, которая меня вырастила достойным человеком.
От имени всего детского сада и от себя лично выражаю благодарность Первому заместителю директора Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Бойченко Сергею Аскольдовичу за то, что нашел возможность ответить на мои вопросы и за то, что он всегда открыт к взаимодействию с педагогами.
Коялхот Галина