Компания Turkish Aerospace Industries (TAI) поставила ВМС Турции средневысотный беспилотный летательный аппарат (БЛА) большой автономности (MALE – Medium-Altitude Long-Endurance) TCB 881 «Aksungur» 20.10.2021.
Он предназначен для выполнения различных задач, включая наблюдение, сбор данных и разведку, а также штурм боевых позиций за пределами прямой видимости за счёт использования систем спутниковой связи (SATCOM).
Свой первый полёт БЛА совершил в 2019 г., и с тех пор его налёт достиг 1000 час. Перед поставкой БЛА прошёл испытания, в ходе которых находился в воздухе в течение 28 час. на высоте 6 100 м с боевой нагрузкой (высокоточными бомбами с лазерным наведением). Он произвёл пуск управляемой бомбы KGK-SIHA-82, поразившей надводную цель в Чёрном море на дальности 30 км от носителя.
БЛА будет базироваться на базе ВВС Турции Dalman в Mugla. Компания TAI ведет серийное производство БЛА «Aksungur». По состоянию на начало ноября 2021 г. выпущены два образца (второй используется для тушения пожаров), до конца 2021 года планировалось построить еще четыре.
Компания TAI работает над проблемой интеграции в БЛА функции противолодочной обороны. Предусматривалась возможность сбрасывания с БЛА гидроакустических буев и получения от них данных с последующей передачей полученной информации другим средствам противолодочной обороны в районе проведения боевой операции.
Точные сроки окончания этих работ неизвестны. По заявлениям официальных лиц компании TAI первый запуск гидроакустического буя ожидается в середине 2022 г. Если эта задача будет успешно решена, БЛА «Aksungur» станет вторым в мире боевым БЛА, способным сбрасывать гидроакустические буи, наряду с БЛА MQ-9B «Sea Guardian» компании General Atomics (США).
БЛА оснащён двумя дизельными двигателями, каждый из которых размещен в отдельной подкрыльевой гондоле, оканчивающейся хвостовой балкой с вертикальными стабилизаторами. Топливо хранится в баках, расположенных в крыльях и фюзеляже. БЛА оснащён тремя шасси, убирающимися при взлёте в носовую часть фюзеляжа и две мотогондолы. В фюзеляже расположены авионика, видеокамеры и датчики, а также носовая подфюзеляжная турель для видеокамеры. Крылья БЛА оснащены концевыми шайбами.
Технические характеристики БЛА «Aksungur»
Размах крыла, м ................................................ 24
Длина, м ............................................................ 11,6
Высота, м ............................................................ 3,0
Автономность, час. .......................... свыше 50 (12 с боевой нагрузкой 750 кг)
Двигатели ......... 2×130-160 кВт дизельные двигатели PD-170 с турбонаддувом и жидкостным охлаждением
Движители .........................................два трёхлопастных винта
Макс. взлётная масса, кг ............................ 3 300
Рабочий потолок, м ......................... более 12 000
Дальность полета, км .................................. 6 500
Крейсерская скорость, км/час. ..................... 250
Вооружение:
– три точки подвеса на каждом крыле на 500, 300 и 150 кг соответственно;
– контейнеры систем лазерного наведения HGK-3, а также Teber 81/82 для управляемых бомб Mk 81/82;
– высокоточные бомбы с лазерным наведением MAM-L (16 км) и MAM-C (30 км);
– ракеты с лазерным наведением Lumtas и Cirit;
– Противолодочные управляемые ракеты DSH и торпеды (на стадии разработки);
– бомбы малого диаметра.
Помимо БЛА TCB 881 «Aksungur» на вооружении ВМС Турции в настоящее время находятся 10 БЛА TB-2 «Bayraktar», два – ANKA-S и четыре – ANKA-B.
#беспилотный летательный аппарат #дрон турции #автономные технологии #боевой дрон #боевой беспилотник #технологии #ракеты #лазерное наведение #дрон для тушения пожаров #испытания