- К 2020 году Министерство обороны России обещает развернуть систему гидроакустического слежения «Гармония». Она сделает прозрачным весь мировой океан. Главный штаб ВМФ в режиме реального времени сможет увидеть все корабли и подводные лодки независимо от того под каким флагом они ходят.
Эта система пригодилась бы в 1952 году, когда советская субмарина С-117 Тихоокеанского флота под командованием командира Красникова вышла на учения в открытое море. 14 декабря в 18.50 на Командный пункт управления учениями пришла радиограмма с подводной лодки: «На «Щуке» вышел из строя правый дизель. Лодка идет в назначенный район под вторым».
Этой поломке никто не удивился. Лодка С-117 считалась ветераном ВМФ. К 52 году ей уже исполнилось 20 лет. Для подводной лодки это очень много. После доклада командира субмарина снова ушла в неизвестность. Будь тогда в работе «Гармония» её вели бы в режиме реального времени. В основе этой системы автоматические автономные донные станции. Их скрытно устанавливают на морском дне специальные подводные аппараты. Но в то время такие технологии являлись еще фантастикой. С-117 больше на связь не выходила. Она пропала без следа. Чуть погодя, в в том же районе моряки из отряда поиска нашли плавающую мину. Сразу возникла гипотеза: С-117 подорвалась на мине времен войны. Однако, вот что странно. От места предполагаемого исчезновения лодки до берега чуть больше 500 метров. Но там никто не слышал взрыва. Кроме того, после подрыва на берег обязательно выбросило бы части лодки или личные вещи экипажа. Этого тоже не произошло. Неожиданно выяснилось: в районе где пропала С-117, находился теплоход «Горнозаводск». Будь у следователей данные системы слежения Гармония, эту версию отработали бы в автоматическом режиме. Тогда же пришлось ехать и проверять лично
На теплоход Горнозаводск приехала следственная комиссия, которая обнаружила следующее: действительно судно имеет какие то повреждение корпуса. Экипаж судна после прихода в Магадан моментально списали на берег. То есть допрашивать почти некого. При первом же опросе капитан, механик, боцман начали путаться в показаниях. Помимо подозрительно сбивчивых рассказов экипажа, следователи обратили внимание на оснастку теплохода. По всему выходило, что «Горнозаводск» проводил какие-то загадочные работы в открытом море. Более того, судно перевозило заключенных. На борту находился вооруженный конвой. Возникал сам собой вопрос: зачем судно останавливалось в открытом океане? Зачем спускали на воду спасательную шлюпку? Отсутствовало также один спасательный круг. По косвенным уликам следователи ВМФ восстановили примерный ход событий: «Горнозаводск» из-за сильного тумана вполне мог столкнуться с лодкой С-117. Получив рваную рану в корпусе, субмарина мгновенно затонула. Экипаж теплохода пытался организовать спасательную операцию. Но никто из подводников, скорее всего не выплыл. Однако, в надводном положении на ходовом мостике или на верхней палубе всегда кто-то находится. Тут дежурят офицеры, курят моряки. При столкновении с теплоходом их всех могло выбросить в море. Вот для чего спускали шлюпки. Но почему же никого не спасли? Ответ очевиден. Скорее всего, вопреки правилам теплоход шел без габаритных огней. Не подавал звуковых сигналов и на носу не стоял так называемый, вперед смотрящий с фонарем. Если бы он не заметил подлодку, то военные наверняка бы вовремя увидели опасность.
Экипаж теплохода работал в ГУЛАГе и прекрасно знал: за потопление лодки их расстреляют в пять минут. Поэтому, если кто и выжил из подводников, экипаж добил их от страха перед наказанием. Вот почему спускали шлюпки на воду. Военно-морское ведомство не стало давить на экипаж и допытываться правды. Любой конфликт с НКВД мог выйти боком. Только с мая 1937 по сентябрь 1938 года НКВД репрессировало более трех тысяч военно-морских офицеров. Косвенно эта версия подтвердилась последующими действиями НКВД и высшего руководства государством. Всем погибшим членам экипажа подводной лодки назначили пенсии. Семьи погибших офицеров могли выбирать любой город в европейской части для переселения на постоянное место жительства. Официальные выводы комиссии ВМФ однозначны: курсы теплохода и подводной лодки С-117 мог пересечься с большой вероятностью. Поиски С-117, проводившиеся вплоть до 1953 года, ничего не дали. Основная причина и место гибели лодки до сих пор неизвестны.