Найти тему
Спорт и путешествия

Спасатель пополнил свой музей уникальным экспонатом

Начальник поисково-спасательной станции "Серебряный бор" Ярослав Черногоров уже много лет собирает архивы для будущего музея. О его коллекции можно почитать здесь и здесь.

Ярослав Черногоров
Ярослав Черногоров

Недавно ему удалось раздобыть потрясающие материалы о подвиге советского моряка Михаила Покрышева.

Покрышев служил старпомом на грузопассажирском теплоходе "Дагестан". Судно было новым, большим и современным, год ввода в эксплуатацию - 1936 (в некоторых архивах ошибочно указан 1933). Его длина составляла 90-метров, тоннаж - 2575 тонн, скорость достигала 14 узлов, на нём имелись каюты 1, 2, 3 класса и одна каюта-люкс. Были оборудованы места и для палубных пассажиров. Всего помещался 371 человек, не считая команды.

"Дагестан". Фото из архива Александра Поперечного
"Дагестан". Фото из архива Александра Поперечного

19 октября 1939 года теплоход стоял у причала в порту приписки Баку. На борту находились только вахтенные. Теплоход стоял на якоре и одновременно был пришвартован к причалу пятью тросами. Дул сильный ветер, к вечеру усилившийся до восьми баллов. Семиметровые волны мотали судно так, что лопнул кормовой конец. Покрышев находился на вахте и понял, что остальные концы тоже долго не продержатся, и тогда "Дагестан" будет разбит о пристань. Помощник капитана бросился на берег, чтобы по телефону связаться с диспетчерской и запросить баркасы для вывода теплохода на рейд, но когда он вернулся, худшее уже произошло: судно оторвало от причала, мотало на якоре, и попасть на него было уже невозможно.

Против восьмибалльного ветра трудно даже идти по земле, но Покрышев снял верхнюю одежду и бросился в море, рискуя быть раздавленным между кораблём и причалом. Ему удалось поймать один из концов и по нему взобраться на борт. Он сумел в одиночку поднять якорь, после чего дал команду в машинное отделение. Там находился на вахте второй помощник старшего механика по фамилии Нестеров, он тоже понимал отчаянность ситуации и заранее подготовил дизель к запуску. Эти два моряка сумели вывести "Дагестан" в море и избежать катастрофы.

-3

Михаил Покрышев был за этот подвиг награждён значком "Почётный работник морского флота". Подлинное удостоверение героя вместе с газетными вырезками теперь тоже бережно хранится в архиве Ярослава Черногорова.

-4

-5

Михаил Покрышев в годы войны служил лейтенантом на Балтике на сторожевом корабле СК 77. В марте 1942 он был демобилизован, вероятно, по ранению. Был награждён медалью "За победу над Германией". В 1985-м получил памятную медаль. Больше ничего узнать о нём не удалось.

А экипаж "Дагестана" перед войной за перевыполнение плана несколько месяцев подряд держал переходящее Красное знамя пароходства. В войну занимался перевозками беженцев, раненых, промышленных и военных грузов. Теплоход выполнил 39 рейсов из Баку в Красноводск, перевезя в общей сложности за годы войны 29673 человека. Иногда на борт принималось до 1100 человек.

В 1953 году "Дагестан" вернулся в состав Каспийского морского пароходства, а спустя 10 лет был списан и ещё несколько лет использовался в качестве плавучей гостиницы (общежития).

Галина Погодина