Найти в Дзене
Vita

Блюз опадающих листьев

Один из редких примеров российского триллера – «Блюз опадающих листьев (2006), в котором главные роли сыграли Евгения Добровольская и Илья Шакунов. Авторы фильма честно пытались воплотить признаки жанра в атмосфере нагнетания напряжения, ожидания чего-то ужасного. Сюжет развивается неспешно, под музыку блюза, это своеобразный, очень атмосферный триллер. Уютные интерьеры, обстановка интеллигентной работы, где трудится героиня, невесть по какой причине бросившая положительного мужа-милиционера. Фильм начинается с известия о наследстве, которое сваливается на героиню Ксению, как снег на голову. Сюжетная канва имеет мало общего с реальностью, – причинно-следственные связи таинственных событий прошлого мало интересуют создателей фильма, главное – метания героини, непредсказуемые повороты ее настроений. Впрочем, Евгения Добровольская существует в предлагаемых обстоятельствах очень естественно. Влюбиться в преступника – явно беспроигрышный сюжет, и этот антигерой в определенный момент станов
Фото из соцсетей
Фото из соцсетей

Один из редких примеров российского триллера – «Блюз опадающих листьев (2006), в котором главные роли сыграли Евгения Добровольская и Илья Шакунов.

Авторы фильма честно пытались воплотить признаки жанра в атмосфере нагнетания напряжения, ожидания чего-то ужасного. Сюжет развивается неспешно, под музыку блюза, это своеобразный, очень атмосферный триллер. Уютные интерьеры, обстановка интеллигентной работы, где трудится героиня, невесть по какой причине бросившая положительного мужа-милиционера.

Фильм начинается с известия о наследстве, которое сваливается на героиню Ксению, как снег на голову. Сюжетная канва имеет мало общего с реальностью, – причинно-следственные связи таинственных событий прошлого мало интересуют создателей фильма, главное – метания героини, непредсказуемые повороты ее настроений. Впрочем, Евгения Добровольская существует в предлагаемых обстоятельствах очень естественно.

Фото из соцсетей
Фото из соцсетей

Влюбиться в преступника – явно беспроигрышный сюжет, и этот антигерой в определенный момент становится спасением для мятущейся одинокой женщины, жаждущей сочувствия и понимания.

Фото из соцсетей
Фото из соцсетей

Однако опыт прошлого преступления не прошел бесследно и в душе забытого пленника небольшой каморки, куда от заслуженного возмездия его спрятали родители, поднимаются демоны и, получив определенную порцию эмпатии, маньяк выходит на охоту…

Фото из соцсетей
Фото из соцсетей

Музыкальное сопровождение фильма сделало его чуть ли не на девяносто процентов. Расслабленная мелодия, написанная акварельными красками, казалось бы, – неподходящая музыка для триллера, но здесь она пришлась очень даже к месту, попадая в унисон с подавленным настроением героини, ее тихой печалью. Иногда она входит в контрапункт с происходящим и только увеличивает напряженность атмосферы.

На музыкальную ткань фильма хорошо легла музыка дождя, который служит постоянным фоном действия: что бы не происходило на экране, за окном постоянно льет дождь. Водяные струи, медленно стекающие по стеклу окна, вкупе с лирической мелодией блюза создают поэтическую ткань картины. Это как непогода в душе героини, которая рассеивается вместе со злыми чарами в финале.

Кто автор блюза?

Музыку к фильму написал российский композитор Дмитрий Смирнов. Надо воздать ему должное, тем более, что он умер от коронавируса в апреле 2020 года в лондонской больнице и мало кому известен на родине. Его сочинения считаются у нас слишком авангардными.

Дмитрий Смирнов. Фото из соцсетей
Дмитрий Смирнов. Фото из соцсетей

В 1979 году Дмитрий Смирнов оказался в списке семи молодых композиторов, музыку которых на VI Всесоюзном съезде советских композиторов подверг жесткой критике Тихон Хренников. Эта семерка якобы чрезмерно увлеклась эксцентричными эффектами в творчестве, на самом же деле причина критики была в другом: композиторы посмели без санкции сверху включить свои произведения в программы музыкальных фестивалей в Кёльне и Венеции. В числе опальных композиторов оказались также жена Дмитрия Смирнова Елена Фирсова, София Губайдулина, Эдисон Денисов и другие.

Члены «хренниковской семерки» вошли в «чёрный список» и стали изгоями, их имена не звучали на радио и телевидении, а сочинения не исполняли на концертных площадках.

Несмотря на это, Дмитрий Смирнов сохранил независимость. В 1989 году в Германии и в Англии были поставлены его оперы по поэмам Уильяма Блейка «Тириэль» и «Тэль», его симфония «Времена года» была исполнена в США. В 1990 году композитор стал одним из инициаторов и организаторов возрождения Ассоциации современной музыки в Москве.

В 1991 году Дмитрий Смирнов эмигрировал в Великобританию. Всего четверо из семи композиторов – Елена Фирсова, Дмитрий Смирнов, Виктор Суслин и София Губайдулина – уехали из СССР.

Композитор преподавал в Кембридже, в Дартингтоне, в Лондоне и других городах. Музыку Дмитрия Смирнова исполняли всемирно известные дирижеры, он стал лауреатом многих международных премий.

Дмитрий Смирнов был и литературно одарен, он писал стихи и занимался переводами поэзии с немецкого, французского, шотландского, латинского и японского языков, написал книги и статьи о творчестве многих композиторов. Его литературный псевдоним – Д. Смирнов-Садовский (Садовский – сценический псевдоним его отца, оперного певца).

Особенной любовью композитора пользовался английский поэт и художник Уильям Блейк, он перевел его стихи и многие крупные поэмы, а также написал и опубликовал его биографию на русском языке.