Найти тему
В РЕЙСЕ

ЗИЛ 130 из Европы с пробегом 10тыс.км, и оригинальным бензиновым V8 - такой не встретишь даже в музее

Сегодня нас ждет встреча с советской техникой из Европы. В главной роли будет ЗИЛ 130Г, классический грузовик с бензиновым двигателем.

ЗИЛ 130 многим людям не нужно представлять. На протяжении многих десятилетий был популярным видом транспорта не только у нас, но и на польских дорогах. Импортированные из "братского" Советского Союза, ЗИЛы попадали, в частности, в государственные строительные предприятия, а затем, уже в период перестройки, многие из них начали работать на частные транспортные фирмы. Благодаря этому автомобиль широко просуществовал там до 90-х годов, а последние экземпляры все еще возможно встретить на дорогах. Хотя следует также признать, что дольше всего сохранились экземпляры, значительно отличающиеся от оригинала. Для этого были очень конкретные причины.

Дело в том, что многим польским водителям нравилось ездить на ЗИЛах. Они оценили заводской гидроусилитель руля, общую простую конструкцию автомобиля, эффективное отопление и синхронизированную, и в то же время очень прочную коробку передач. Однако, когда тема заходила о силовом агрегате, дела обстояли немного хуже. Заводской ЗИЛ 130 имел бензиновый 6-литровый V8, а агрегат с карбюратором потреблял огромное количество топлива. Никого не удивлял расход топлива в 50 литров на 100 километров. Двигатель тоже не отличался изысканностью и при 170 л.с. не отличался особой динамичностью. Поэтому в Польше двигатели часто меняли, устанавливая дизельные двигатели от грузовиков других марок.

История одной семейной транспортной компании. Ее поведал Ярослав Заболоцкий из Пехтина. Его отец Бронислав в 1986 году решил заняться перевозками и в соответствии с тогдашними реалиями купил грузовик в умирающем состоянии. Это был как раз ЗИЛ 130, который требовал срочного ремонта, тогда и был заменен двигатель. Вместо бензинового V8 занял гораздо более экономичный четырехцилиндровый дизель восточногерманской марки IFA. В таком состоянии грузовик отправлялся на перевозку свеклы, выполняя поставки на местный сахарный завод.

Сегодня Ярослав продолжает традиции своего отца, управляя транспортной компанией. Его грузовики в основном обслуживают цементный завод, недалеко от Барцина, перевозя партии цемента и золы в силосах. В память о первом семейном грузовике, был приобретен ЗИЛ 130 1985 года выпуска в качестве истории компании и как хобби.

Идеальный образец был найден в компании которая реализует списанную военную технику. На момент покупки это был 32-летний грузовик, но с пробегом всего 750 километров. Его служба проходила на военном аэродроме в Мирославце, в виде аварийного освещения взлетно-посадочной полосы. Эти действия были предусмотрены только в случае отключения электроэнергии, что на практике означало бесконечные 32 года простоя в ангаре.

Благодаря этой необычной истории грузовик сохранился в первозданном виде, включая бензиновый двигатель, очень простые сиденья и полное оснащение. Технически автомобиль был в очень хорошем состоянии и не подвергся коррозии. Ярослав все таки решил провести реставрационные работы. В ходе работы были обновлены все возможные детали, изменен цвет кузова, военный зеленый цвет заменен на бело-голубую окраску, типичную для гражданских ЗИЛов.

Доступ к запчастям не являлся проблемой. Это связано с тем, что в польской армии все еще можно найти такой автомобиль с 6-литровым V8. Реставрацию облегчает и тот факт, что в России или Беларуси это все еще очень популярная техника.

И поэтому ЗИЛ 1985 года стал выглядеть на самом деле лучше, чем новый. Это так же очень интересная модель 130Г с менее распространенной длинной колесной базой и классическим деревянным кузовом. Сейчас грузовик играет роль кинорекламы и декорации, а в планах на следующий год — представить его еще и на всячески выставках.