В истории с 9-летней студенткой Алисой Тепляковой успели отметиться и детский омбудсмен Львова-Белова, и член Союза по правам человека Асмолов, а всевозможных теле- и радиоведущих вообще не сосчитать.
Все отметились в этом спектакле, только ректор МГУ Садовничий всё ещё находился в тени. В тени до вчерашнего дня — во время проведённой 18 января пресс-конференции ректор всё-таки сказал пару слов об Алисе. И эти «пара слов» вызвали у меня вначале лишь негодование, но немного остыв и поразмыслив я понял, что не всё так однозначно.
Но об неоднозначности будет в конце статьи, а пока поговорим о самом выступлении ректора. Оно небольшое — всего на полторы минуты.
Я встречал за эти годы школьников 13-14 лет. Но даже в тех случаях я говорил родителям, что нужно быть очень внимательными, чтобы ребёнок созрел, прошёл детство.
И это правда. Любой, кто хоть мало-мальски слышал о психологии (а папа Алисы вроде как дипломированный психолог) знает, что человек растёт и постепенно развивается не только в физическом, но и психическом плане. Если заставить человека выполнять задачи не по возрасту, то это может человека поломать, причём с фатальными для жизни последствиями. Примеров масса — большинство вундеркиндов из-за непомерных для детей нагрузок рано или поздно становятся пациентами психбольниц.
Алиса — это уникальный случай.
А в чём уникальность? Тут Садовничий не уточнил, но если он имел в виду «талантливость» Алисы, то это под вопросом — каких-либо выдающихся способностей в учёбе она не проявила. Если же под «уникальностью» имелось в виду уникальное честолюбие и упрямство родителей Алисы, то тут Садовничий попал в точку.
Девочка, безусловно, находится в непростой ситуации — она ещё ребёнок. Но моя позиция — сделать всё, чтобы достойно обучить эту девочку. Будем всё делать, и преподаватели стараются. Важно, чтобы у неё хватило сил и здоровья.
Про непростую ситуацию Садовничий прав, но если Алиса ещё ребёнок, а учёба в университете может повредить её здоровье, то зачем в этом участвовать? Но несмотря на это, МГУ всё равно пошёл на риск и нашёл на свою голову кучу проблем.
Но, конечно, этот уникальный случай надо изучать психологам.
А всё-таки под «уникальностью» ректор МГУ имел в виду способности Алисы, хотя тут не девочку надо психологам изучать, а кое-кого другого. Да и пообщаться с Алисой психологам всё равно не выйдет, потому что на это её родители наложили строжайший запрет, ссылаясь на свои права законных представителей несовершеннолетнего ребёнка.
И дальше уже идут последние слова Садовничего об Алисе:
Моя позиция — проявлять крайнюю осторожность и абсолютное внимание к девочке. Она всё-таки наш человек. Ребёнок... Ребёнок (заметка автора: который?) должен быть взрослым.
А ко всем ли студентам МГУ осторожное и внимательное отношение, или только к одному конкретному? От привилегированного положения Алисы многие студенты не в восторге — вроде бы официально она считается гением, но гениальности девочка никак не проявила, к тому же МГУ собирается создать для Алисы особый учебный план в соответствии с её возрастом и способностями.
И тут есть нюанс — о поступлении 9-летней Алисы в МГУ её папа говорил как о «революции в педагогике и возрастной психологии», но о какой революции идёт речь, если ребёнок всё ещё не способен обучаться на равных со взрослыми студентами и ему необходимы особые привилегии?
Я считаю, что «революция Тепляковых» провалилась, но в этом не могут признаться ни сами Тепляковы, ни ректор МГУ — вместо того, чтобы прямо заявить о неспособности Алисы обучаться в вузе, а её поступление объявить юридическим казусом, Садовничий говорит лишь о крайней осторожности и абсолютном внимании к девочке... Пусть МГУ ещё не превратился в детский сад, но к ребёнку там относятся по-особенному, даже если ребёнок учиться там ещё не может. Такова позиция ректора.
А теперь о сказанной в начале статьи неоднозначности слов Садовничего. Он заявил, что «сделает всё» для обучения девочки, но если что-то у неё не получится (например, Алиса не сдаст экзамены и будет отчислена), то Садовничий имеет полное право развести руками — я и преподаватели честно сделали всё, что могли, но мы не всесильны.
Не забываем, что ректор вуза это не только «главный по хозяйству», но и представительско-политическая должность (особенно если вуз самый знаменитый и престижный в стране), поэтому за своими словами ректор обязан внимательно следить. Так что Садовничего можно понять, но всё же остаётся вопрос — что это за Тепляковы люди такие, раз аж сам ректор МГУ(!) на глазах у всей страны(!!) вынужден выделывать перед ними всякие вежливые поклоны и реверансы? Ситуация крайне странная и непонятная, но одно я могу сказать точно — наше высшее образование всё больше дискредитирует себя как родной дом знаний и науки, постепенно превращаясь лишь в место для интриг и подковёрной возни.
Жмите «Нравится», подписывайтесь на канал и делитесь своим мнением в комментариях! Спасибо за уделённое статье время и удачного вам дня!