Найти тему
ИнтерМедиа | InterMedia

Фильм «Лакричная пицца»: «Однажды в Голливуде» Пола Томаса Андерсона

Оценка: 9 из 10

Комедийная драма «Лакричная пицца» выходит в российский прокат 13 января 2022 года. Режиссёр и сценарист: Пол Томас Андерсон. В ролях: Купер Хоффман, Алана Хаим, Шон Пенн, Том Уэйтс, Брэдли Купер, Бенни Сэфди и другие.

Несправедливостью вселенского масштаба кажется тот факт, что Пол Томас Андерсон до сих пор остаётся единственным из ныне живущих, активно творящих мэтров американского авторского кино, которого у нас почему-то всё никак не могут полюбить. Ни одной ретроспективы или спецпоказа любой выдающейся картины режиссёра (а у него вся фильмография состоит исключительно из таких) за долгие годы, хотя на старые фильмы его коллег – Тарантино, однофамильца Уэса, Линклейтера, Джармуша – по несколько раз за год можно обязательно наткнуться в российских кинотеатрах. Но не только о пересмотре на больших экранах «Нефти» или «Магнолии» могут мечтать наши зрители, наблюдая с каким скрежетом добираются новые работы Андерсона до российского проката. Взять к примеру его новейший фильм – «Лакричную пиццу»: никакой рекламы со стороны прокатчика, все трейлеры и постеры без даты выхода, как будто это один большой секрет. А ведь эта картина могла бы стать именно тем идеальным входом в мир странного, но завораживающего кинематографа Пола Томаса Андерсона для всех, кому доселе не довелось его для себя открыть.

Ещё печальнее осознавать, что с такой слабой рекламной кампанией, выходом практически в разгар новогодних каникул, когда кинотеатры завалены сугробами плохого русского кино и оставшимися с прошлогоднего стола объедками европейского кинопрома, выходит, без всяких сомнений, один из лучших фильмов года, о котором мало, кто знает. Но, как говорится, спасибо хотя бы за шанс увидеть девятый фильм Пола Томаса Андерсона на большом экране – ведь это не кино, а два часа сплошного удовольствия, переносящие зрителя в славные американские 70-е, где сахар был слаще, музыка громче, а жизнь интереснее.

Эта история о любви, сбивающей с ног, возникшей между школьником Г­эри Валентайном (Купер Хоффман) и намного старше его Аланой (Алана Хаим). Десятилетняя разница в возрасте не становится помехой началу странных, крайне необычных отношений между начинающим актёром и ассистенткой в фотостудии, а наоборот моментально придаёт им особой специфичности. Он хочет пробиться в Голливуд, но что-то идёт не по плану, а она немного потерялась, как и все двадцатипятилетние, в какой бы эпохи они не жили. Оба находят себя в авантюрном совместном предприятии: Гэри и Алана начинают торговать главным хитом сезона в Калифорнии – водными кроватями, которые резко превращают жизнь героев в поток непредсказуемых приключений по долине Сан-Фернандо.

Для Андерсона «Лакричная пицца» не просто самый романтичный, летний, лёгкий и лиричный проект в фильмографии, это ещё и самый личный. Идя по стопам Тарантино, преобразовавшего собственные воспоминания в оду Голливуду своей юности, режиссёр «Мастера» проделывает практически то же самое, но, естественно, с совершенно иными акцентами. У него получился духовный последователь «Любви, сбивающей с ног» с нотками фривольности «Каждому своё!» Линклейтера и «Почти знаменит» Кроу. ПТА родился и творит до сих пор в любимом Сан-Фернандо, постоянно помещая туда события своих фильмов. После исторического погружения в изысканный Лондон 50-х в «Призрачной нити» Андерсон возвращается домой, да ещё и в лучшее десятилетие – в тёплые и бурлящие 70-е. Ему всегда не давала покоя эта эпоха, но все ранние попытки окунуться туда оказывались лишь косвенные: «Врождённый порок» был скорее о конце 60-х, а «Ночи в стиле буги» во многом о том, какое влияние «такие 70-е» оказали на все последующие десятилетия в истории американского общества. А здесь самый сок, самая квинтэссенция семидесятых, от которых, если не разбавить, очень просто опьянеть.

Большую роль в потрете десятилетия сыграла музыка (лакричная пицца – это, в конце концов, второе название виниловой пластинки): голоса Боуи, Маккартни, Моррисона сопровождают героев повсюду, чьи извилистые приключения выступают ещё одной метафорой разнообразной, беспечной и непредсказуемой жизни молодёжи, которой Пол Томас Андерсон самозабвенно признаётся в любви. Его фильм полон микро-сюжетов и харизматичных эпизодических персонажей, порой в исполнении очень даже известных актёров. Брэдли Купер сияет в роли мужа Барбары Стрейзенд, выдавая, пожалуй, свою главную комедийную роль в карьере, Шон Пенн и Том Уэйтс ярко заскакивают на огонёк, чтобы добавить фильму остроты и, можно сказать, экшена. Хотя «экшен» — понятие своеобразное для фильмов ПТА: в «Нефти» это запросто эпизод со взрывом нефтяной вышки, а тут – сцена безумной во всех отношениях езды задом на огромном грузовике, от изобретательности которой идёт кругом голова.

И Алана Хаим, и Купер Хоффман – дебютанты в большом кино. Оба – блистательные. Сын покойного Филиппа Сеймура Хоффмана, порой до защемления в сердце напоминающий своего отца, с большим отрывом обыгрывает Майкла Гандольфини на поле негласной дуэли дебютирующих в кино сыновей двух легендарных американских актёров. Купер, если повезёт, с успехом пойдёт по стопам отца, ведь в «Пицце» его талант виден невооружённым глазом, впрочем, как и Аланы Хаим, одной из трёх сестричек их музыкальной группы Haim, для которой ПТА снимает клипы уже на протяжении нескольких лет. Алана, как и Сейди Хаарла из «Купе номер 6», цепляет своей нетипичной внешностью, максимальной естественностью в кадре (её героиня не только носит её реальное имя, но и тоже из еврейской семьи), отчего складывается впечатление, что и Купер и Алана творят на экране нечто большее, чем просто актёрская игра. Они живут на экране так, как будто реальности больше не существует. Пол Томас Андерсон в очередной раз создал свою реальность, в которой так сильно хочется потеряться чуть подольше, чем на два часа. Возможно, даже навсегда.

Вадим Богданов, InterMedia