Что такое цвет? Нам кажется, что мы все знаем о величии золотого, чистоте белого, агрессивности красного, царственности пурпура. На самом деле эти эпитеты цвета просто эпитеты (как у дедушки Фрейда - просто "бананы"). Потому что цвет - это свет. Источником света во Вселенной являются звезды. Или взорвавшиеся реакторы. Или лампочки. В любом случае источник света не создает его смыслы. Смыслы создает человек. И за всю свою историю человек придумал немало значений для цвета. Теперь, забыв причины возниковения, мы пользуемся этими значениями: покупаем красные платья, черные авто, красим стены и проч.
В предыдущих пубикациях канала начало истории цвета и смыслы черного в японской и китайской культурах.
Сегодняшняя история о черном цвете и смыслах, которые придумали для него в Индии, Египте и Аравии.
Индийская культура относится к типу культур Востока. Восточные культуры имеют общие черты: общинность, приверженность традициям, цикличное восприятие времени, ориентация на прошлое (предков, ценности). Несмотря на наличие единых черт, Восток состоит из сильно отличающихся своими деталями культур. Японский, китайский, индийский, арабский. Все это Восток. И в каждой его грани свое цветовидение.
Все равно напишу шаблонную (для историков культуры) фразу:
Индия - древнейшая культура мира.
У ее истоков стоит цивилизация Хараппы (3–1,5 тыс. до н. э.), основанная дравидами. Последующие периоды культур-истории Индии делят на:
- ведический - по факту возникновения ведизма и брахманизма - самых древних религий (1,5–1 тыс. до н. э.);
- буддийский - возникновение буддизма, попытки создания единого государства Ашоки из династии Маурьев (1 тыс. до н. э. – II в. н. э.),;
- классический - «золотой век» династии Гуптов (II–V вв.);
- средневековый - начало захватнических войн и колониальных движений (V–XIX вв.);
- новейший - период движения к суверенитету и его обретение – (XX–XXI вв.).
Нас с вами интересуют, конечно, первых три этапа, когда заложились основы традиции прочтения цвета. Именно в эти времена складывались религии, которые стали каноном для палитры смыслов.
Центральными понятиями для практически всех религиозных культов Индии выступали понятия: дхармы – долга, кармы – последствий поступков, сансары – веры в перевоплощение душ и мокши – веры в освобождение от перерождений. Эти категории имеют общие корни в ведизме и брахманизме, специфические выражения в буддизме и индуизме, также они отчасти представлены и в многообразных индийских анимистических ("анима" - "душа") религиозных представлениях как Северной, так и Южной Индии.
Первым источником, в котором упоминается цвет, являются упанишады (индуистский трактат, являющийся частью другого сборника - Вед – о природе божественного). В них черный - "инобытие" белого, другая сторона белого – яркого, ослепляющего цвета, который не может быть воспринят человеком. А вот черный человек вполне себе видит.
Черное и белое считались тождественными и являлись символами саморазвития - работы над собой, прихода к сакральному знанию, преданности божественному.
В мифорелигиозной системе Индии черный представлял богиню Кали (Парвати, Шакти, один из аспектов Шивы) – абсолютную тьму, мать, яростно разрушающую невежество. Так, черный в Индии, благодаря Кали, отпугивал зло и незнание: детям ставили черную отметку на лбу, щеке или где-то в незаметном месте, чтобы защитить их от того и другого.
Еще одним смыслом черного стал «тамас» – обозначение состояния сдавленности и угнетенности. Суеверные люди до сих пор не надевают одежду черных цветов на детей, свадьбы, дни рождения или во время беременности.
В ходе становления индуизма черный наделили негативными коннотациями – он стал символизировать грязь и невежество, потому шудр, представителей самой низшей, всеми презираемой варны, обязали носить только черные одежды.
Черный в Древнем Египте
Древняя египетская цивилизация просуществовала примерно c IV тысячелетия до н. э. по V в. н. э. (включая додинастический, династический, эллинистический, римский и византийский периоды), вплоть до эпохи арабской экспансии (VII в.).
Культура Египта формировалась на типичных для всех древних восточных цивилизаций основаниях: рабовладении, деспотизме, бюрократизации государственного аппарата, традиционализме, патриархальности, строгой сословной дифференциации и т. п.
Уклад жизни египтян был основан на религиозных представлениях. Ядром религий была идея о загробной жизни. Египтяне жили, ради смерти (вот так-то).«Загробный» характер религий повлиял на все сферы культуры - науку, этику, эстетику, полтику, экономику, искусство. И, конечно, обусловил смыслы палитры. Египтяне представляли цвет как некую особую субстанцию. Каждый цвет играл свою роль, но нередко символика пересекалась, сливаясь в единую гармонию.
Спиноффы религиозных представлений были весьма сложными - сюжеты уже затрагивали абстрактные понятия. Если в бесписьменных культурах обожествляли силы природы - воду, огонь, землю, то египтяне уже придумали богов для вполне человеческих идей. Например: богиня Маат – справедливость, истина; Амон – творение, скрытое; Бастет – красота, любовь, радость; Исида – судьба; Ниау – ничто; Сиа – мудрость.
Смыслы цветов в культуре Египта имели значение закона. В искусстве был строгий канон, который включал предписания по цвету: нельзя было рисовать тем оттенком, который нравится художнику. Можно было использовать только цвет "по регламенту".
То же относилось и к иероглифам. Они в Египте были разноцветными. И не потому что так веселее. По закону нужно было одними и теми же цветами рисовать фигуры, знаки, писать конкретные слова.
В целом египетская палитра на протяжении многих веков состояла из шести основных оттенков. Такое небольшое разнообразие было обусловлено естественным происхождением красителей. Их получали из цветных металлов и камней. Изготавливался краситель из угля, жженой кости, свинца. Постепенно палитра цветов и оттенков расширилась благодаря разбелке, что делало цвета боле легким и прозрачным и позволяло играть с символикой.
Вера в бессмертие, возможное в подземном мире, обусловила положительное отношение к черному цвету. Примером служит пантеон божеств и их цветовые атрибуции - внешность, одежда и аксессуары. Так, Анубис – бог с телом человека и головой черного шакала, полезный для будущей жизни египтян покровитель некрополей, один из судей загробного мира, хранитель лекарств и ядов.
Еще одним хорошим черным божеством считался Апис – бык, находящийся в близком отношении с не менее важными Нилом и Мином – богом плодородия. Апис обеспечивал плодородие – полноводность божественной реки Нил. Жрецы считали, что в плоть реального быка снисходит дух Аписа. За избранным животным тщательно ухаживали, воздавали почести, затем умертвляли во время жертвенного обряда, а дух заново «переселялся». Образ Аписа полон земледельческого символизма, связанного с полноводием Нила, круговоротом времен года, с возможностью посмертия. Третьим божеством черного был Осирис – бог подземного мира, часто изображаемый с темной кожей. Его сестра и жена Исида также иногда ассоциировалась с этим цветом.
Египтяне связывали черный с цветом таинства мистерий, ночью, тьмой, ночным небом и морем, с цветом волос, угля и богатой, щедрой почвы. Скарабеев - священных жуков (у нас это просто навозники), творящих совершенные шары (как великий Ра - солнце) и жизнь, «произошедших» из плодородной кеми (земли как материи), иногда рисовали черным.
В повседневности черному тоже благоволили – распространившаяся мода на макияж подтолкнула и женщин, и мужчин подводить глаза черной краской.
В арабо-мусульманской культуре история цвета тоже занимательна.
Арабский восток включает в себя крупный пласт языческих и мусульманских культур, зародившихся на юго-западе Азии, севере Африки и Аравийском полуострове. В ходе обращения к этой части культур Востока необходимо помнить, что хронологические рамки, принятые по отношению к этим общностям, весьма условны.
Главным фактором становления культурной системы арабского Востока были природно-климатические особенности: пустыня, скудность водных и пищевых ресурсов. Выживание в таких суровых условиях обусловлено сплоченностью коллектива – племенной общины (сухо, жарко - давайте выжвать вместе). Члены общины были связаны друг с другом кровным родством и традициями предков. Наличие коллективных прав предполагало коллективную ответственность, которую разделяли все.
К VI в. с приходом ислама культурные черты языческого периода сохранились и составили основу арабо-мусульманского культурного типа, которому в ходе исторического развития пришлось выступить против экспансии Запада. Средневековая арабская история – время появления ранне-государственных образований (Минейского, Сабейского государств, Кида, Гассанидов и др.), период объединения Аравии в Халифат, становления монотеизма, вторжения монголов, турок, европейцев, распада Халифата на шиитские и суннитские государства.
Эпоха Средних веков для арабской культуры стала временем появления культа знания (расцвет философии, наук), формирования художественной культуры (живопись, скульптура, архитектура, музыка, литература, театр и др.). Здесь, как раз, и можно проследить становление арабского цветовидения и его особенности.
За каждым цветом из четырёх «главных» арабских цветов – белым, черным, зеленым, красным – закрепились династийные или эпохальные значения. Цвета использовали монохромно согласно священным предписаниям хадисов. Монохромность – отличительная черта именно раннего ислама, она была символом скромности, умеренности и минимализма, духовного роста и очищения.
Чёрный цвет – один из важнейших в культуре ислама, был любимым цветом аскета Мухаммеда. В день завоевания Мекки, по свидетельствам, на пророке была одежда черного цвета. В одном из хадисов говорится о том, что Мухаммед попросил поменять коврик и одежды, покрытые узорами, так как они отвлекают от молитвы. Потому мусульманские священнослужители и сегодня предпочитают этот цвет.
Черными являются большинство мусульманских святынь: священный камень Каабы, напоминающий человеку о вечности загробной жизни, и покрывало на Каабе.
Черными чернилами написан Коран.
В исламе Тьма не противоположна Свету, а находится с ним в причинной связи. Темнота – это одеяние ночи, тень – создание солнца. Мудрец Аль-Фараби писал: «В каждом цвете скрывается отсутствие другого цвета, но присутствие белого цвета – не от отсутствия черного». Потому белое и черное – часть единого плана Аллаха.
Для тюрков арабского происхождения черный стал означать величие, силу и могущество власти. Халифы династии Аббасидов предпочитали одежду черного цвета. Знамя их также было черным.
Амир Хосров Дехлеви писал:
"Цвет славных Аббасидов – черный цвет. Принадлежит он первой из планет,
И мрак ночей всегда бывает черным, Нисходит он покоем животворным. И родинка красавицы черна,
Как смоль, ее густых волос волна."
Эстетика арабского прочтения черного представлена и в художественно-литературных текстах, например, в «Тысяче и одной ночи» темнокожая невольница восхваляет себя следующими словами:
«Разве не знаешь ты, что приведено в Коране…слово Аллаха великого: Клянусь ночью, когда она покрывает, и днем, когда он заблистает! И если бы ночь не была достойнее, Аллах не поклялся бы ею и не поставил ее впереди дня, – с этим согласны проницательные и прозорливые. Разве не знаешь ты, что чернота – украшение юности, а когда нисходит седина, уходят наслаждения и приближается время смерти? И если бы не была чернота достойнее всего, не поместил бы ее Аллах в глубину сердца и ока. А в числе достоинств черноты то, что из нее получают чернила, которыми пишут слова Аллаха… И к тому же, разве хорошо встречаться влюбленным иначе, как ночью?…». Здесь появляется еще одна любопытная трактовка черного: «чернота глаз» означает возлюбленную, а «чернота сердца» – любовь.
В современной повседневности арабской культуры черный не имеет негативных значений. Этот цвет маркирует гендерные различия: женщины в качестве символа мужской тени носят черное.
Соответственно, белый – мужская символика, связанная с божественным светом и богатством духа.
В следующей истории о черном на черном континенте и в индейской американской культуре.