Найти в Дзене

4. Как сделать Россию лучше? (6)

Глава 1. Улучшение политической системы России.

§ 4.6.  Некоторым народам повезло с реформаторами, которые превратили свои страны, находящиеся в состоянии разрухи и упадка, в мировых лидеров. Например, в 20 веке в Германии был Людвиг Эрхард, в Сингапуре – Ли Куан Ю, а в Китае – Дэн Сяопин. Может ли человек такого масштаба появится в России? Вряд ли, так как этому препятствует место, отводимое в российском государстве правительству.

Согласно статье 110 Конституции России исполнительную власть в стране осуществляет Правительство. Фактически исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Президент, а Правительство рассматривает вопросы разработки и исполнения федерального бюджета, развития экономики, здравоохранения, образования, науки и культуры. Но и в этих сферах деятельность Правительства России зависит от мнения первого лица в стране.

Традиционно решения по ключевым вопросам социально-экономического развития, внешней политики, деятельности силовых структур принимаются Президентом России, а Председатель Правительства и его министры обязаны их исполнять. Президент может отменить постановления и распоряжения Правительства России или отправить Правительство в отставку.

На протяжении веков глава России олицетворял собой почти безграничную власть, которая не заинтересована в проведении глубоких преобразований. Основные задачи российских правителей заключались в сохранении полномочий, обеспечении стабильности в стране и одобрении своего правления со стороны населения. Правительство играло второстепенную роль, и могло проводить любые значимые перемены только с согласия главы государства.

В России политика всегда была важнее экономки. В разные периоды истории царь, генеральный секретарь ЦК КПСС или президент занимались политическими делами (укрепление личной власти, вопросы дипломатии, войн и так далее), полагая, что экономика, как нечто более прозаическое и второстепенное, это удел Правительства. При этом хозяйственные успехи объявлялись заслугой руководителей страны, а в неудачах винили Правительство.

П. А. Столыпин нужен был Николаю II не для проведения реформ, а для подавления народных выступлений, которые прошли по всей стране после поражения России в войне с Японией. Когда ситуация  в стране стабилизировалась, царь охладел к любым нововведениям. Попытка проведения умеренных экономических реформ Н. Косыгина была пресечена брежневским руководством. В 2004 году после перехода к устойчивому экономическому росту Правительство М. Касьянова было отправлено в отставку.

Первые лица России по образованию и опыту работы были далеки от хозяйственных забот. В. Ленин окончил юридический факультет университета, И. Сталин имел незаконченное  семинарское образование. Н. Хрущев окончил Промакадемию, в которой готовили управленцев среднего звена, Л. Брежнев имел диплом инженера. М. Горбачев, В. Путин и Д. Медведев получили высшее юридическое образование. Б. Ельцин окончил строительный факультет института.

Вдобавок, Президент России не заинтересован в успехах Правительства. Если действия Председателя Правительства окажутся результативными, он получит народную поддержку и может стать конкурентом на следующих президентских выборах. Большинство премьеров России за последние три десятилетия, мало чем запомнились, а их деятельность трудно признать эффективной, ведь все важные вопросы сначала обсуждаются в администрации Президента.

Чтобы исключить нынешнюю ситуацию возможны два выхода. Первый – упразднение поста Председателя Правительства, то есть Президент возглавит Правительство, как это принято в  США. Второй вариант – создание Правительства, которое реально управляет страной, как в Германии или Великобритании. Тогда Президент останется гарантом прав и свобод граждан,  будет контролировать деятельность исполнительной власти и сохранит ряд функций: присвоение государственных наград, право помилования и тому подобное.

Первый вариант самый правильный, но его трудно реализовать в современной России. Остается второй вариант, который заключается в том, чтобы изменять статус Правительства следующим образом:

1) значительно расширить самостоятельность Правительства, включив в его компетенцию все экономические и социальные вопросы, а также руководство внешней политикой, деятельностью министерства обороны и силовых ведомств;

2) повысить требования к членам Правительства путем установления образовательного ценза в виде высшего профильного образования и наличия стажа работы на руководящих должностях не менее 15 лет;

3) увеличить минимальный возраст для кандидата на должность Председателя Правительства с 30 до 40 лет и обязать его представлять Государственной Думе программу развития экономики страны на 10-летний период;

4) увеличить срок для формирования состава Правительства с 7 дней до одного месяца;

5) вести исчерпывающий перечень оснований для отставки Правительства по решению Государственной думы на основании представления Президента.

18.01.2022

Об изменении статуса Президента России будет рассказано во вторник 25.01.2022 в 21-00 МСК.