Найти тему

Пушкин с ними

Оглавление

Есть у Александра Сергеевича широчайше известное стихотворение. Памятник. Всем со школы известно.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный...
А.С. Пушкин "Памятник"

И ещё со школы все помнят. Написал это стихотворение поэт незадолго до гибели на дуэли. Произведение считается творческим завещанием поэтического гения.

Мдя... Это нагромождение слов с чего вдруг считается завещанием?

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа...
А.С. Пушкин "Памятник"

Это же, натурально, ячество! Понятно, когда автора хвалят читатели или критики. На худой конец - наёмные комментаторы. Родная жена. Хорошенькая знакомая. Но когда автор сам себя в голос нахваливает - это странно.

Нет? Давайте почитаем самого Пушкина. Попытаемся разобраться.

В первой строке автор уверяет, что самовольно построил себе памятник нерукотворный. Это какой? Из своих стихов? Томики нагромоздил живописной, ароматной кучей и на них статуйку самого себя гипсовую водрузил? Так книги вещь вполне осязаемая. Они изготовлены в типографии. Книги вещь рукотворная. Или автор смог отвердить звучание стихов? Каким отвердителем пользовался?

Из какого такого материала мог поэт сработать памятник нерукотворный? Дыханием он изготовил памятник? Надышал на морозное стекло снежную груду? Странно до невозможности!

Загадка. Коллаж.  Источник -картинки CCO.
Загадка. Коллаж. Источник -картинки CCO.

Ладно. Оставим пока первую строку. Перейдём ко второй строке. Она ничего не проясняет. Поэт упивается собственной значимостью и величием. Сам себя не похвалишь...

Третья и четвёртая строка в связке полностью оправдывают версию странного сознания. Якобы, нерукотворный, из саженца что ли? выращенный памятник превосходит по масштабу Александрийский столп (столб), колонну с ангелом Судного Дня на вершине... Явное отклонение! Только странный может уверять, что величием превзошёл самого Творца и его Судный День. Стихи запредельца легко оставляют под собой конец света...

Что тут сказать? Ничего же непонятно! Нет, в школе-то мы повторяли за учителем идею о величии стихов и превосходстве поэта над временем. А если посмотреть без учителя? Самостоятельно? Тут психотерапевт нужен для уточнения, не иначе. Это такие врачи могут разбирать материал и ставить диагноз. А мы не врачи!

Попробуем зайти с другой стороны. Вот ведь парадокс! Современники поэта никак не упоминали о его отклонениях в разуме. Вспыльчивый был, очень активный и деятельный - но нормальный. Наше предположение не подтверждается. Вот и загадка... Смысла-то в стихах нет! Или есть?

Забавно, но сохранилось другое стихотворение с названием "Памятник", только вот руки Гавриила Державина.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить. ...
Гавриил Державин "Памятник"

Стихотворение привожу частично. Дзен не любит больших цитат. Желающие легко найдут текст полностью, если пожелают. Слова уж больно знакомы...

Трах -тарарах - тах -тах!!

Ещё один анормальный? Уже второй? Точнее - первый, ибо Державин сочинял ранее Пушкина и считался превосходным поэтом. Никто из его современников не оставил его характеристики, как анормального! Адекватный был человек. При дворе вращался. Уважением и почётом пользовался. Загадка только углубилась!

Что, у Сергеича тем больше не было? Исписался, великий? К чему было брать битую тему? Да ещё такую странную? Или я просто ничего не понимаю? А что тут понимать? Съехали коллеги пииты, дело ясное. Как бы...

Но если хорошо-хорошо подумать? Не с позиции обывателя или школяра? А вдруг здесь нечто важное сообщается? Вдруг это настолько важная вещь, что о ней и Державин, и Пушкин не боясь быть обвинёнными, громко кричат слово в слово? Почти слово в слово?

Загадка только разрастается, если вспомнить, что есть и ещё одно вполне себе известное стихотворение, с названием, как вы догадались уже - "Памятник"!

Перевод Афанасия Фета
Воздвиг я памятник вечнее меди прочной
И зданий царственных превыше пирамид;
Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,
Ни ряд бесчисленных годов не истребит.
Нет, весь я не умру, и жизни лучшей долей
Избегну похорон, и славный мой венец
Всё будет зеленеть...
Гораций К Мельпомене (Памятник)

Стихотворение привожу не полностью, но суть его понятна. Этот автор мог бы угодить в отверженные ещё раньше, ещё в античности! Гораций, правда, обращается в названии к Мельпомене, музе. При жизни Горация Мельпомена покровительствовала трагедии. То есть Гораций обращается к вдохновляющей силе? И укладывается в четыре катрена, как и его последователи. Как вам такая тонкая связь трёх авторов одного стихотворения?

Понадобилось добраться до античности, что бы догадаться - текст представляет собой молитву. И одновременно инструкцию!

Причём тут инструкция? Ну, как же! Мы же помним, что у Пушкина текст считается творческим завещанием. Это и есть инструкция для последующих поэтов.

Ведь какая самая первая проблема у начинающего поэта? Свежий автор никому не известен. Он, хоть и грамотный, начитанный, эрудированный - будем считать, что другими поэты не бывают, раз им есть что сказать другим людям - но его первые опыты непременно изначально будут слабыми, невзрачными и всяко невыдающимися.

Как преодолеть этот порог? На это и отвечает Пушкин вместе с Державиным и Горацием. Памятник нерукотворный - мысленный памятник. Начинающий автор может создать сразу, с пылу, с жару себе памятник, да и повыше не только всех прежних поэтов, но самого Творца! Это всего мысленный приём позволяет моментально отбросить любые сомнения и страхи самозваного сочинителя. Находясь на мнимой вершине славы и могущества чего только не сочинишь!

Единственно - нужно после окончания работы над стихами, вернуться из условного состояния могучей силы в обычное, бытовое. Об этом в тексте Пушкина и предшественников ни слова. Они для умных писали. Умные догадаются - что к чему. Чувствуете глубину мысли великого поэта Пушкина? А казался эпигоном в третьей степени!

И ещё одно наблюдение. Замечали, что некоторые поэты, как уже состоявшиеся, так и начинающие, общаются с окружающими свысока? Это они перешли на следующую ступень в творчестве. Перестали каждый раз возвышаться и спускаться - глупо таскаться то вверх, то вниз, когда пишешь до полдюжины стихотворений в день - но постоянно находятся над бренной действительностью. И делают это сознательно.

Таков был, например, Велемир Хлебников, постоянно и с гордостью носивший самопровозглашённое звание Председатель Земшара. (Земного шара)

У поэта на этой стадии появляется риск, заработать себе настоящую, а не условную, ментальность величия. Но это профессиональный риск и он ничем не хуже, например, риска лётчика-испытателя, или металлурга у мартеновской печи, или шахтёра в забое.

Риск - благородное дело. Со временем риск заменяется знаниями и становится не так опасен. Хотя история знает и другие варианты. Некто император Нерон наспех велел поджечь Рим. Вдохновения стихотворного искал, да...

Всегда с вами Влад Льенский, поэт, прозаик, переводчик и сценарист межгалактического масштаба.

(Весёлая шутка.))