7 декабря 2021 года в эфире Первого канала прошел выпуск программы «Док-ток» с участием Натальи Ивановны Касперской и Игоря Станиславовича Ашманова.
Эксперты подняли массу самых актуальных вопросов, связанных с повальной цифровизацией, утечками и защитой конфиденциальной информации, данными россиян в соцсетях, цифровизацией образования в России и многим другим.
Ниже мы продолжаем описание самых интересных эпизодов программы.
Александр Гордон: Есть какие-то лайфхаки? Переходить на аналоговые телефоны, что ли? Или в лес бежать от этих технологий?
Игорь Ашманов: Цифровой детокс полезен, конечно.
Наталья Касперская: Смотря какую модель угрозы мы подразумеваем. Если вы имеете какую-то сверх-конфиденциальную информацию, то вам вообще никакие мобильные не нужны. Потому что даже кнопочные телефоны идут сразу с зараженной «прошивкой». Поэтому там тоже безопасность данных не гарантирована.
Игорь Ашманов: Кнопочные телефоны бывают зараженными и передают и смс, и местоположение. Они прямо с фабрики приезжают зараженными. Есть исследования, они лежат в Сети, можно прочесть про конкретные модели «бабушкофонов». Но надо понимать, что если кто-то собрался ехать к любовнице, или на разбой, или охотиться на лосей, то телефон с собой лучше не брать. Потому что проследят потом обязательно.
Наталья Касперская: Лучше не брать не только телефон, но и «умные» часы, которые тоже все передают в облако. Там вообще не предусмотрена возможность что-то хранить на устройстве, в отличие, например, от смартфонов.
Александр Гордон: Состояние моего здоровья тоже передается, если я ношу «умные» часы? Они могут отследить в любую секунду, какой у меня был пульс и какое давление?
Наталья Касперская: Конечно. Вы сами на это соглашаетесь.
Игорь Ашманов: Показатели пульса и давления «снимают» часы, а на сервере стоит очень хорошо обученная нейронная сеть, которая по комбинации этих всех признаков – как вы машете рукой – потому что там же еще акселерометр, который меряет ваши микродвижения – каков ваш пульс, каково сопротивление кожи, давление и т.д.… По комбинации этих условий можно распознать что вы делаете – спите, занимаетесь сексом, спортом, идете на работу. Там именно эта прагматика распознается. Просто весь ваш день раскладывается по полочкам. Зачем – это другая история. Но тем не менее, это на уровне «что человек сейчас делает?».
Александр Гордон: Тут еще одна опасность есть, которая касается детей – родители сами, чтобы быть спокойными, покупают детям гаджеты, в том числе, «умные часы». Чтобы знать, где находится ребенок, в каком он окружении и т.д. Но поскольку информация легко считывается и перехватывается, то она тоже может быть использована не в благо, а во зло ребенку.
Игорь Ашманов: Мы довольно нервно относимся ко всему, что связано с прослеживанием путей ребенка из школы… Такая информация реально может перехватываться – если не платформой, которая находится где-то в Пало-Альто, то, например, сисадмином мобильного оператора, который находится здесь и может быть коррумпирован.
Наталья Касперская: Я тут бы не согласилась. От какой угрозы мы защищаемся? Если ребенок один ходит из школы домой и довольно далеко, то купить ему такие часы, чтобы родитель знал, где он находится, правильно. А чтобы он не передавал данные… Детские часы устроены таким образом, что они собирают очень ограниченную информацию. Они маленькие и количество телефонов, которые можно туда ввести, ограничено. На мой взгляд, гораздо опаснее, когда родители дают детям смартфоны чуть ли не с двухлетнего возраста. Но дети довольно быстро приучаются к этим смартфонам, начинают их использовать и дальше, через какое-то время родитель обнаруживает, что ребенок ему не принадлежит. Потому что он уже вошел в какие-то деструктивные группы… То есть, уже завладели мозгами ребенка.
Александр Гордон: Мы продолжаем говорить о человеческом благе, о «цифре», которая все больше пространства занимает вокруг нас. О «цифре», которую придумало человечество. Оно может от этой же «цифры» погибнуть или измениться до неузнаваемости. Например, банальный навигатор, который стоит почти у каждого в машине, приводит к тому, что человек вообще не ориентируется в пространстве…
Игорь Ашманов: Да. Это называется падением компетенций из-за автоматизации. И происходит в очень многих сферах. Обычный калькулятор приводит к тому, что человек не может сложить в уме два и два. Совершенно непонятно, что с этим делать. При этом, когда у нас говорят про цифровизацию образования, то об этом процессе там говорят, как о чем-то хорошем: «Давайте не будем давать знания – будем давать навыки». «Давайте будем учить гуглить, а не читать книжки».
Александр Гордон: Звучит страшно, но, похоже мы уже в этой стадии находимся. И неясно, как остановиться.
Игорь Ашманов: Общество должно осознать ситуацию. И создать для России свой, срединный путь, чтобы не идти туда, куда идет весь мир. Потому что туда идти нельзя.
Наталья Касперская: У меня сейчас учатся три дочери, я наблюдаю, как активно пропихивают в школу различные цифровые устройства, не поняв и не осознав их долгосрочного влияния на мозг. Потому что образование – довольно консервативная сфера. И она должна проходить довольно много практик сначала, прежде чем какой-то предмет станет объектом для изучения. А в случае с «цифрой» этого не происходит. Просто внедряют планшеты, делают обязательным применение всяких мессенджеров… А дальше дети теряют навык формирования своего дня. Не запоминают домашнее задание, задачи, которые только что решали… И это очень плохо. Поэтому прежде чем огульно внедрять в школе цифровые системы, нужно понять, какой результат мы хотим получить. И, конечно, заниматься фундаментальным образованием.