Найти тему
ИнтерМедиа | InterMedia

Документальный фильм «Гарри Поттер 20 лет спустя: Возвращение в Хогвартс»: В гостях у сказки

Оценка: 9 из 10.

Премьера документального фильма состоялась в «Амедиатеке» 1 января 2022 года. В главных ролях: Дэниэл Рэдклифф, Руперт Гринт, Эмма Уотсон, Том Фелтон, Джеймс и Оливер Фелпс, Эванна Линч, Мэттью Льюис, Бонни Райт, Рэйф Файнс, Хелена Бонэм Картер, Робби Колтрейн, Джейсон Айзекс и др.

Зритель любит документальные фильмы. Все эти воспоминания актеров и режиссера о смешных моментах на съемках, о кастинге, закулисные истории, романы и, конечно, рассказы о том, как сложились судьбы участников фильма после его выхода. В случае с «Гарри Поттером» в центре истории не просто фильм, а абсолютно культовая сказочная франшиза, равную которой сложно найти.

HBO Max подошёл к созданию этого реюниона со всей тщательностью, стараясь угодить требовательным фанатам. Сказочная атмосфера создается сразу с открывающих титров, где актеров таинственными письмами приглашают на встречу выпускников Хогвартса, в кадре появляется вокзал Кингс-Кросс (и с него отправляется поезд), Косая аллея, а в школе волшебства происходит самый настоящий бал, и актеры прогуливаются и беседуют в самых разных узнаваемых локациях: от кабинета Дамблдора до банка Гринготтс. Зрителей словно погружают в ту самую реальность, которую они так любят уже 20 лет! Как замечают сами актеры, «кажется, что это было вчера и одновременно сто лет назад».

За полтора часа авторам удалось рассказать о всех восьми фильмах «поттерианы», пусть не подробно, но с акцентами на самые интересные моменты. В реюнионе принимают участие далеко не все актеры, но все четверо режиссеров проекта, настолько разные, что удивительно, как им удалось создать общую киновселенную. Впрочем, в фильме подробно говорится, что у разных частей франшизы были разные даже по жанру задачи, чем и объяснялся выбор режиссеров после ухода автора первых двух фильмов Криса Коламбуса, который единственный сам предложил свои услуги и идеи Джоан Роулинг. Кстати, вопреки опасениям, связанными недавними скандальными высказываниями писательницы, в проекте она появляется (правда, в архивных интервью 2019 года и ранее), и слова в ее адрес звучат лишь самые добрые и комплиментарные от всех участников.

Конечно, в фильме есть всё, что так радует в документальном кино. Дети-актеры рассказывают, как они мечтали сыграть в «Гарри Поттере», а взрослые – как не собирались и даже не сразу соглашались прочитать эти детские сказки.

На экране и моменты выхода книг, и толпы на кастинге, и первая совместная проба Эммы, Дэниэла и Руперта, и рабочие моменты с площадки, и дуракаваляние за кадром, и рассказы о съемках знаковых сцен и объяснение некоторых скрытых смыслов. Архивные съемки умиляют и удивляют, тем более что зрителям довольно сложно отделить актеров от их персонажей, а хроника показывает их совсем другими.

Самая ценная часть проекта, конечно, интервью с исполнителями главных ролей. Интересно, что иногда это монолог, иногда диалог, а порой и целая общая беседа, например, большого семейства Уизли в их Норе или Гарри, Рона и Гермионы в гостиной Гриффиндора. Эмма Уотсон (Гермиона) признается, как была влюблена в Тома Фелтона (Драко Малфой), причем создатели фильма изобретательно запараллелили интервью Эммы и Тома об этом «романе», что дает интересный эффект. Хелена Бонэм Картер (Беллатриса Лестрейндж) показывает Дэниэлу Рэдклиффу (Гарри Поттер) любовную записку, которую он написал ей на съемках «Ордена Феникса». Руперт Гринт (Рон Уизли) вспоминает, как его разыгрывали братья Фелпсы, а сами Джеймс и Оливер Фелпсы (Фред и Джордж Уизли) – как сломали два ребра режиссеру Майку Ньюэллу во время репетиции сцены драки. Эмма Уотсон рассказывает, как декораторы ей помогли с почестями похоронить ее любимого хомячка, Том Фелтон – как хотел украсть на съемках свою палочку и верил, что она волшебная на самом деле. А в финале трое исполнителей главных ролей плачут почти так же, как рыдали в последний съемочный день, когда осознали, что эта огромная и важная глава их жизни заканчивается.

Трогательной получилась и мемориальная часть, где вспоминают ушедших актеров: Ричарда Харриса (первого исполнителя роли Дамблдора), Алана Рикмана (Сириус Снегг), Ричарда Гриффитса (Вернон Дурсль), Джона Херта (мистер Олливандер), Хелен Маккрори (Нарцисса Малфой), - и на экране появляется огромный список тех создателей фильма, кто уже умер за эти 20 лет.

Конечно, самым ярым фанатам эти факты давно известны, и, конечно, многим покажется, что им что-то недодали: не все рассказали, не всех позвали, да и хронометраж в 1 час 38 минут ничтожен. Всегда ведь хочется больше, еще больше. Но сам факт, что авторам фильма удалось собрать хотя бы этих людей на одной площадке в одно время – уже что-то невероятное. Главное, что фильм немного открывает завесу над самыми важными вещами устами самих повзрослевших актеров. То, каким адским трудом было управляться с такой оравой малолетних непрофессиональных актеров; то, как съемочной группе со времени «Кубка огня» пришлось иметь дело с такой же толпой входящих в пубертат подростков; то, каких усилий стоило исполнителям главных ролей не сойти с ума за эти десять лет и после окончания съемок.

- Никто не сможет понять, что мы пережили, ни у кого еще не было такого опыта, Йетс называл нас «космонавтами, - произносит Руперт Гринт.

- Какая-то экстремальная форма системы Станиславского, - говорит в какой-то момент Эмма.

В интервью бывших детей-актеров то и дело проскальзывают фразы о том, что они были одиноки, у них не было друзей в школе (что неудивительно, учитывая, сколько времени они проводили на съемочной площадке), что они думали об уходе из проекта (но даже не решались поговорить об этом друг с другом), что их, с одной стороны, накрыло волной славы, а с другой, пугало, что это теперь с ними на всю жизнь. Не всякая психика выдержит такое. Тем более психика человека от 10-12 до 20 лет, когда организм и так подвергается невероятным трансформациям. А эти дети фактически 10 лет жили с раздвоением личности и в своих глазах, и в глазах окружающих. Это взрослый и профессиональный актер за пять минут может войти в образ и так же быстро выйти из него, а ребенок просто живет двойной жизнью – своей и персонажа. Им пришлось расти на глазах у всего мира. И то, что вот они сидят живые и вполне здоровые, способные анализировать этот опыт и вспоминать о нем со смехом и слезами – вот где настоящее волшебство.

Екатерина Алексеева, InterMedia