Тест-драйв Opel Crossland: Крутой немецкий кроссовер

У российских автомобилистов множество проблем. Главная из которых — недостаток денег, что подразумевает вечную расстановку приоритетов и покупку максимально вместительного и ликвидного (читай, востребованного еще более бедными массами) автомобиля за свои деньги.

Видео-обзор Opel Crossland 2021:

В череде этих проблем у многих не остается времени для выбора самого автомобиля, да и сам подбор осуществляется под плотным нажимом маркетологов. В результате счастливые автовладельцы радостно доплачивают не только за ненужные ДОПы, но и за сомнительные по полезности и работоспособности опции. За пластиковую бутафорию, скрывающую отсутствие у автомобилей настоящих ездовых повадок, которые, того и гляди, окончательно признают ненужными или даже опасными.

Конечно, покупатели автомобилей VAG тут могут поспорить на тему хотя бы ездовых свойств — не зря они составляют такой же во всех смыслах сильный контингент, как и сторонники “императорского” автопрома, топящего за “легендарную надежность”. Но покупателям кроссоверов в районе двух миллионов рублей и вовсе некуда деваться — весь выбор, по сути, происходит между российскими французами и российскими корейцами, на которых, уже совсем не неожиданно, наступают китайцы, предлагающие больше "жира" — внешности, опций простора и динамики по лучшей цене.

Но если мы отойдем от привычной парадигмы, и не будем выбирать автомобиль по размеру и набору свойств — то тут самое время изучить продукцию четвертого по величине в мире автогиганта Stellantis, представленного на нашем рынке в том числе компактными кроссоверами Citroen C3 Aircross , Peugeot 2008 и Opel Crossland.

Сегодня говорим о последнем — и не только в контексте цен и техники.

Наследник Meriva

Автомобили немецкой марки Opel всегда ценились аудиторией за какие-то конкретные свойства, не был исключением и компактвэн Meriva на платформе субкомпактной Corsa, выпускавшийся двумя поколениями с 2003 по 2017 год. Его точно нельзя было назвать самым красивым или изящным автомобилем на рынке, но по функциональности и вместимости при одновременно компактном размере и крошечном расходе топлива это был один из лидеров рынка.

Фишкой первой Meriva был трансформируемый второй ряд — там по вашему желанию могло быть два или три кресла, или абсолютно ровный пол. Модели второго поколения облегчали доступ на пассажирский ряд раскрывающимися против хода дверями — идеальное решение для людей среднего и пожилого возраста, которых среди владельцев Meriva было большинство. В общем, Meriva, особенно в первом поколении, была истинным апофеозом практичности, который не портила даже “маркетинговая” версия OPC с 180-сильным турбомотором 1.6.

Уже к тому моменту вопросы реструктуризации марки Opel (еще до продажи ее концерну PSA) стояли остро, и преемника Meriva разработали на платформе PSA PF1, известной еще по Peugeot 206 1998 года, а также всем последующим младшим моделям PSA. В этом были свои плюсы — крупный тираж, унификация кузова и силовых агрегатов (читай — громадное снижение издержек), отработанная конструкция, и, бонусом, вышколенная европейская управляемость, по которой Peugeot в этом классе однозначно был впереди.

Внешность “без стероидов и ГМО”

Результатом работы стала модель 2017 года Opel Crossland X — переднеприводный кроссовер, созданный по рецепту, совершенно не близкому популярному у нас автопрому.

Автомобиль не стал агрессивнее или вычурнее, он не вырос в размерах (даже несколько уменьшился, до 4217 мм по длине против 4288, до 2604 вместо 2644 мм). При обновлении 2020 года из названия убрали “Экс”. Не потому, что на туземных рынках она могла восприниматься не только как “Хороший”, а просто чтобы чтобы со старшим GrandLand X не путать.

-2

Внешне, скорее наоборот — дизайнеры сделали Crossland больше похожим на Opel, чем предыдущие модели. Фирменный стиль и прочий “баухаус” отражен полностью.

-3

Все максимально строго и лаконично, настолько, что даже беззазорная, вертикальная радиаторная решетка в стиле новых электрокаров марки, черная крыша и хромированное коленце на задней стойке, вместе с рефлекторными светодиодными фарами (есть автодальний + автокорректор) и фонарями выглядят так, как будто всем этим решениям уже много лет и они были тут всегда.

-4

Кроссоверные намеки, конечно, есть — ведь покупателям сейчас нужны именно кроссоверы, за них они готовы нести деньги в кассу. Черные накладки по периметру кузова и арок практичны. Двери закрывают пороги, хотя нижний уплотнитель жесткий пластиковый, а не резиновый, что не столь эффективно в условиях жидкой грязи.

Но глаза обмануть невозможно — высокий профиль выдает в Crossland скорее классический компактвэн, и на это никак не влияет заявление про не такой уж кроссоверный дорожный просвет в 166 мм (пусть и под штатной металлической защитой). Meriva, впрочем, была всяко пониже — 150 мм и без всякой защиты.

Проверенное шасси, слабый турбомотор, классический автомат

Платформа тянет родословную от
Peugeot 206, но это не делает ее хуже — во первых, были множественные доработки, во вторых, это хорошее сочетание технических свойств, технологичности и управляемости.

-5

В краш-тестах Euroncap, кстати, модель также обозначена как “малый минивэн”, с отличным “пятибалльным” результатом, индекс защиты взрослых — 85%, детей — 84%. И это при том, что оценку эксперты порезали за малый список ассистентов водителя (57%), но об этом мы поговорим чуть позже.

На Crossland для России ставят только один силовой агрегат — двигатель турбированный трехцилиндровый бензиновый двигатель EB2DT в сочетании с хорошо известным шестиступенчатым автоматом EA6 (представитель серии Aisin TF-70).

Турбомотор имеет рабочий объем в 1.2 л, выдает 110 л.с. при 5500 об/мин, 205 Нм при 1500 об/мин. Серединка “даунсайзинговой” линейки Puretech, запущенной в PSA почти 10 лет назад; в Европе эти моторы есть в разных версиях, включая как атмосферные модификации, так и более мощные турбо-модели (например, 150-сильная версия устанавливается на продаваемые у нас Peugeot 2008).

Технические особенности двигателя характерны для данного класса конструкций. Компактная малоинерционная турбина раскручивается до 240 000 об/мин. Металлические части патрубков системы охлаждения и выпуска интегрированы в корпус ГБЦ, равно как и верхняя опора двигателя.

У мотора 4 клапана на цилиндр, двухмассовый маховик, масляный насос переменной производительности, есть балансирный вал. ГРМ оснащен системой смазки — по заверениям производителя, ремень не подлежит замене на протяжении всего срока службы автомобиля, но по факту для экспортных рынков есть регламент его замены в 160 000 км.

В некоторых режимах двигатель работает по циклу Аткинсона, экономя топливо и выбрасывая еще меньше всего вредного. Конечно же, для достижения хороших экологических показателей мотор горячий — рабочая температура ОЖ 97 градусов (пик 118), масла – 125 градусов (пик 145). Объем масляной системы стандартный даже для более объемных моторов — 3.8 л. При этом Puretech на 20 кило легче старых атмосферников 1.6, что также положительно сказалось на массе — пустой автомобиль весит на центнер меньше Meriva, то есть 1260 кг.

У капота один упор, но он хотя бы газовый. На ХХ мотор немного вибрирует — знакомая трехцилиндровая песня, несмотря на наличие балансирного вала.

Производится автомобиль не в Германии, а в испанской Сарагосе. Гарантия на все, кроме расходников (ремарка — к ним относятся и амортизаторы) — 3 года, и 12 лет от сквозной коррозии. ТО со сменой моторного масла проходить нужно вдвое чаще, чем в Европе — раз в 10 тысяч км.

Качество, а не бутафория

Широкие передние двери открывают высокий проем, тут есть бесключевой доступ и бесключевой запуск, но главное — тут нет азиатской бутафории.

-6

Когда детали салона выглядят на рекламных фото на миллион (простите, по нынешним ценам на два с половиной) а по факту представляют из себя хрустящий дешевый пластик. Да, даже в богато укомплектованном тестовом Crossland тоже можно придраться к твердой пластмассе, которой отделаны верхние части дверных карт, но в остальном подбор материалов и общая подгонка очень хороши.

-7

Автомобиль вроде бы не обещает вам ничего сверхъестественного — но там, где надо, есть мягкие вставочки, замшевые панели.

-8

Все кнопочки на своих местах, диапазон перемещения руля и кресел громадный. Сами “топовые” кресла — те самые, “одобренные ассоциацией терапевтов Германии” — несмотря на застрявший в зубах рекламный слоган, лучшие сиденья в автомобилях не только этой, но и более высокой ценовой категории. Регулировки, плотность, профиль — все практически идеально.

-9

Второе идеальное в салоне Crossland — это большой руль, оптимального диаметра, сечения и хвата. Корейские, французские, японские или китайские конкуренты (да и тот же VAG) в этих позициях серьезно проигрывают, да и тот же новый Peugeot 2008 с усеченным штурвалом — тоже.

-10

Приборная панель с широким монохромным дисплеем — конечно, не модная цифровая доска, как на “пыжике”, но показания читаются без нареканий.

-11

-12

Показания БК нужно пролистывать крутилкой на левом подрулевом переключателе — не самое очевидное решение в 21 веке

Передние стойки, вместе с тем, очень широкие — и даже форточки на стеклах помогают лишь частично, как и зеркала на ножках.

-13

Дизайн салона один в один как у современной Opel. C одной стороны, фирменная лаконичность и строгость, при уже упомянутом высоком качестве. С другой стороны, все те же недостатки.

Энкодеры климата работают четко, но они мельче, чем хочется. Еще меньше только цифры температуры в крошечных экранчиках — их в солнечную погоду и на ходу различить непросто.

-14

Дисплей мультимедийной системы не бликует и отлично вписан в панель, звучание музыки среднее, графика откровенно скудная. Что хуже, система кругового контроля, строящая всю картинку вокруг авто по показанию лишь одной камеры заднего вида, откровенно подтормаживает.

-15

Сама картинка хоть и лучше, чем у какой-нибудь Toyota, где мультимедийки застряли в восьмидесятых годах, но все равно уже далека от современных стандартов. И корейцы и даже китайцы показывают все в гораздо лучшем качестве, да и звучат интереснее.

Ручник механический, с приводом на колеса задней оси — как по мне, это плюс в контексте возможность экстренной коррекции поведения автомобиля на скользкой дороге. Впрочем, у Crossland есть и фирменная система Intelli Grip с шайбой выбора режима работы ESP.

Подрулевых лепестков нет, ручной режим — на селекторе АКП.

-16

Проекционный дисплей от PSA — откидной, простенький, но работает хорошо.

-17

Набор электронных ассистентов, действительно, бедноват — есть контроль разметки, но без активной помощи. Привилегия топового пакета “безопасность”, “оправдывающего” стоимость тестового автомобиля до 2.15 млн рублей — система автоматического торможения с детекцией пешеходов и прочих препятствий в фронтальном направлении. Ну, и еще тут есть парктроники. подогрев лобового стекла и руля, и круз-контроль с ограничителем скорости. Примерно как в моей Lada Vesta!

Из прочих радостей — 2 разъема USB, индукционная зарядка для смартфона.

-18

Центральный подлокотник не регулируется по вылету, но хотя бы есть и на своем месте. Центральный бокс разделен с задними пассажирами, и сдвижной шторкой.

-19

Высокий потолок и хороший багажник

Проем задней двери высок, но открывается сама дверь на меньший угол, нежели хочется. Зато внутри высоко и просторно. Сидя сам за собой с ростом 172 см, я могу даже сдвинуть свою секцию заднего сиденья вперед до упора, высвободив место в багажнике.

-20

Если сделать наоборот, то можно закинуть ногу на ногу. Но все равно, более чем вдвоем тут комфортно не сядешь, хотя тоннель из пола не торчит. Плюс нет привычных опций в виде подогревов или дефлекторов обдува, или хотя бы USB разъемов. Скромно, хотя сидеть и удобно. Центральная секция спинки также складывается отдельно, выполняя роль лючка для длинномеров.

-21

В багажнике трудно нащупать каждый из 420 заявленных литров, но тут есть двойной пол. В верхнем положении полки, спинки задних кресел складываются вровень.

-22

Между поликами — куча места, под нижним — докатка.с набором инструментов. Дверь задка лишена доводчика, и закрывать ее нужно ручкой на правой стороне, что лично мне не очень удобно. А если закрывать ее снаружи, то лучше давить по центру — чтобы дверь не перекашивалась и закрывалась легко.

Европейские настройки шасси

При запуске двигателя, трехцилиндровая дрожь пробивается только на педалях — на руле ее нет. Далее подрагивания встречаются лишь изредка в пробках, на малых оборотах (близких к ХХ, когда отпускаешь тормоз без добавления газа) — в других режимах уличить двигатель в “недоцилиндровости” трудно. Да, тут не пахнет избытком тяги, но настроена связь между правой педалью и мотором просто, но безупречно. Давишь плавно — плавный набор скорости и неспешные переключения. Бьешь по педали — и отклик не заставляет себя долго ждать.

-23

Заявленная динамика в 10.9 секунды — не фонтан, но вполне достаточно, пока вам не нужно будет обгонять караваны фур на двухполосках. Высокую скорость, вплоть до максимальных 187 километров в час, Crossland способен поддерживать на шоссе без подруливаний и уводов, при этом можно спокойно перестраиваться, крены невысоки, реакции в меру точны — никаких потеющих рук на руле. Педаль тормоза чувствительная и с оптимальным ходом.

-24

Управляемость хороша, и даже очень — ведь шасси Opel Crossland не “портили” для России с помощью ППД (пакета для плохих дорог), а просто оставили все как в Европе. В итоге автомобиль доставляет удовольствие как на прямой, так и на извилистой трассе. В очень быстрые повороты Crossland входит в легком скольжении всех четырех колес, с легким уклоном в недостаточную поворачиваемость. Передние шины начинают свистеть первыми, и делают это довольно рано. Хотелось бы побольше зацепа, но, возможно, я многого хочу от Bridgestone Turanza 215/50R17, да еще в тридцатиградусную жару, царившую во время теста?

-25

Ездовой комфорт выше среднего — на хорошей дороге с качественным асфальтом. На нем и шины так не шумят, и наслаждения от следования ровному профилю полотна — больше. Но и на неидеальных трассах Crossland неплох с точки зрения водителя. На волнах шасси не пугает вертикальной раскачкой, в поворотах не валится, кочки отрабатываются чувствительно, но упруго. Единственное нарекание — небольшие силовые уводы на малых скоростях при нажатии педали газа в пол в асфальтовых колеях.

-26

Вообще, корейцы и японцы по управляемости сильно уступают Crossland — а он, в свою очередь, заметно проигрывает эталонному Peugeot 2008, с которым по сочетанию драйва и энергоемкости не сравнится ни один Volkswagen или Skoda в этом и соседних классах.

Расплата за шуструю езду в две трети и выше от запаса по педали — расход топлива, далекий от паспортных показателей. В режиме город-трасса — целых 11.4 на сотню. Впрочем, если не шустрить (при 140 на трассе на тахометре — существенные 2800 об/мин), то можно, наверное, уложиться и в 8-8.5 литров в тех же условиях эксплуатации.

Грунтовые дороги — не приговор

На разбитых дорогах ездовой характер Crossland растворяется в колдобинах, но не полностью. Минимальная вертикальная раскачка и вообще плотное следование за траекторией остаются, но не хватает энергоемкости — скажем, на тестовых грейдерах и полевых тропках на скорости в 60-80 километров в час все хорошо,
но на своей Arkana я мог бы тут ехать заметно быстрее c большим комфортом.

С ростом скорости небольшие ходы подвески выбираются все стремительнее, и вскоре на больших ямах передняя подвеска начинает приглушенно срабатывать на отстрел. Также на грунте в колеях больше выражены отмеченные на асфальте силовые уводы. При этом неровности не создают нервного фона на руле, вызывая лишь его небольшие покачивания, но без “болтанки”.

Что тут добавить? Возможно, не все владельцы компактвэнов (простите, кроссоверов) испытывают потребность мчать по полю на все деньги.

-27

Полный размер

Система Intelli Grip действительно помогает намного лучше дозировать тягу на скользких покрытиях, отчасти имитируя блокировку диффа, но, конечно, полного привода она не заменит, несмотря на не такую уж плохую геометрическую проходимость, в частности, короткий и высокий задний свес.

-28

Стоит ли покупать Opel Crossland?

Маленький
компактвэн кроссовер от Opel — отличный пример того, как неплохо может быть настроен сравнительно недорогой автомобиль с точки зрения ездовых свойств. Слово сравнительно тут, к сожалению, ключевое — ведь это автомобиль хоть и не немецкой, но настоящей европейской сборки, на 100% импортный, и цены находятся в диапазоне от 1.7 до 2.2 млн, что заранее радикально ограничивает спрос, по причинам, описанным в самом начале повествования (несмотря на меньший аппетит дилеров Opel и PSA в целом в плане ДОПов). Тут нет многих опций, нет полного привода, да и размер невелик. Вдобавок, если хочется стильно выпендриться, и взять круто едущий и яркий внешне и внутри компакт, то сам собой напрашивается Peugeot 2008, а уж никак не Crossland.

-29

Вместе с тем, маленький “немец” лишен и ненужной бутафории, он честный от и до, созданный для езды, а не только для стояния в пробках. Отсутствует ощущение, что платишь за навязанную тебе иллюзию превалирования визуального впечатления над фактическим качеством — все по-настоящему, правильно, просто и понятно. Вот идеальные руль и кресла, вот просторный и функциональный салон, уверенность за рулем — а значит, и в чем то еще. Будь мы ближе к Европе, в хороших смыслах слова (а не как в анекдоте — что там у них должно случиться?) — таки автомобилей на дорогах было бы больше.

-30

Теперь вам слово, уважаемые читатели. Купили бы себе Opel Crossland за 1.7-2.2 миллиона рублей, или предпочли бы что-то другое в этом бюджете? Если так, жду ваших соображений в комментариях!