Казалось бы, 2021 год завершился для Москвы и Минска на волне позитива: утверждены многострадальные «дорожные карты» интеграции, а белорусский президент Александр Лукашенко даже «почти» признал Крым российским. В начале января, когда грянули события в Казахстане, и потребовалось срочное вмешательство ОДКБ, никакого «особого мнения» в Минске не высказали. Более того, в входе внеплановой онлайн-конференции глав государств ОДКБ 10 января белорусский лидер особое внимание обратил на внутренние причины беспорядков:
«…надо понимать одно: только внешний фактор никогда не будет единственным – за всеми внешними факторами надо видеть и внутренние. Это урок, который мы извлекли из событий в Беларуси».
Особо выделил Лукашенко и роль России, обеспечившей доставку миротворцев (не только своих) силами своей военно-транспортной авиации. А по недавнему заявлению заместителя министра обороны России Александра Фомина, стороны рассматривают ситуацию, когда для гарантированного обеспечения безопасности Союзного государства потребуется привлечь весь военный потенциал России и Белоруссии…
Однако это всё «большая политика», а вот для простых граждан Союзного Государства проблемы не исчезли. И одна из них связана с российскими QR-кодами, по факту внедряемыми в ряде регионов и уже необходимыми для посещения многих музеев, театров и прочих культурно-развлекательных учреждений.
Казалось бы, закрытые европейские границы и сложности на украинском направлении дают шанс на увеличение туристического потока внутри Союзного Государства, будут способствовать оживлению переживающего непростые времена малого бизнеса (ресторанного, гостиничного, экскурсионного и т.д.). Однако не всё так просто: QR-коды заметно усложнили поездки белорусских граждан в Россию, и решения проблемы пока нет. До сих пор власти крупных городов России так и не разъяснили, как их получать гражданами Белоруссии, а заодно и десяткам тысяч проживающих в этой стране гражданам самой России. Более того, даже если житель Белоруссии сделал прививку российской вакциной, белорусский сертификат в России не признают. Получается парадоксальная ситуация: Союзное Государство есть, а взаимно признаваемых QR-кодов нет. И ведь эта проблема касается не только туристов, а пассажиропотока в целом.
В общем, пока получается как всегда и ровно по пословице: «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Идём далее – государственные закупки. Бывает, что Минск и Москва упрекают друг друга в сложностях доступа компаний одной страны к рынку государственных закупок в другой. Понятное дело, чаще жалуются белорусы, потому как сфера эта очень привлекательная, чреватая коррупционными рисками, и в России она заведомо больше.
Как можно понять из недавнего совещания у Лукашенко, на эту тему планируется принять некий указ. По словам недавно назначенного министра антимонопольного регулирования и торговли РБ Алексея Богданова, «те новшества, которые предлагается внести, позволят сэкономить бюджетные средства и увеличить долю отечественных товаров при осуществлении государственных закупок». Также он заявил, что планируется исключить случаи приобретения импортного оборудования или техники «в обход конкурсных процедур и без участия белорусских поставщиков». Как представляется, возможные протекционистские меры со стороны Минска и ответные – со стороны Москвы могут спровоцировать внутри Союзного государства очередное недопонимание.
Как нам представляется, если подписанные в прошлом году 28 «дорожных карт» интеграции будут существовать в реальности, параллельной повседневным заботам граждан и проблемам хозяйствующих субъектов, то их практическая значимость, мягко говоря, будет крайне невысока.
Пишите комментарии, подписывайтесь на наш канал!