Вот умели же делать невероятные вещи!
Когда на него смотришь с пирса мурманского морского порта, кажется: ну корабль и корабль… Мало ли таких ходит по морям-океанам. Но если начинаешь вникать в то, ЧТО это за судно для ТОГО ВРЕМЕНИ, когда оно появилось, невольно тоже проникаешься гордостью...
«Ленин» был первым не просто ледоколом с атомной силовой установкой в мире, а вообще первым надводным кораблем-атомоходом. Еще никто в мире на тот момент не построил такого, и даже американские авианосцы еще ходили на мазуте. А наши сделали, да еще и для арктических морей, чтобы проводить танкеры и сухогрузы по Северному морскому пути.
И это в 1959 году!
Без компьютеров, с вычислениями на логарифмических линейках и разработанный на чертёжных досках в конструкторском бюро. Без испытательных моделей, как в автомобилестроении и без испытательных образцов, как в авиации.
Сразу в стапель, сразу на воду, после испытаний сразу в северный поход, трудиться на благо Родины.
Для того, чтобы первый в СССР и в мире атомный ледокол был сдан в срок, детали и компоненты для него производили больше 500 предприятий по всей стране.
Специально для «Ленина» было создано 76 новых типов механизмов и около 160 новых образцов оборудования.
От закладки атомохода до спуска на воду прошло всего 1,5 года, и еще 1,5 года на установку ядерного реактора и ходовые испытания.
3 декабря 1959 года атомный ледокол «Ленин» был сдан Министерству морского флота и начал работать по проводке судов через моря Северного ледовитого океана.
Проведя в морях и среди льдов ровно 30 лет, «Ленин» был списан и поставлен на вечный прикол в Мурманске, превратившись в музей.
При этом судно осталось максимально функциональным, не подверглось, как это часто бывает, разграблению и упадку, и на сегодняшний день выглядит также, как выглядело в 1989 году, когда вернулось из последнего похода.
Так выглядит штурвал и приборы рулевого на ходовом мостике.
А это машинный телеграф для связи с основными службами ледокола.
Машинное отделение выглядит так, словно корабль совсем недавно вернулся их похода. Здесь даже все также пахнет машинным маслом и металлом.
Один из четырех главных турбогенераторов, которые приводили в движение гребные винты.
Атомная установка производила гигантское количество водяного пара, который и крутили этот и остальные генераторы. Они производили электричество, питая два основных и вспомогательный электродвигатели для гребных винтов.
Так выглядит атомный реактор в специальном защищенном отсеке. Все управление осуществлялось дистанционно из центрального пульта управления.
Напоминаю, тогда еще не было современных компьютеров, так что мне даже сложно представить, как это все было придумано, как реализовано, как управлялось и насколько все это было сложно для реализации и работы с оборудованием.
Команда ледокола насчитывала в максимальном комплекте 243 человека, а автономность плавания составляла долгих 8 месяцев.
Значительную часть из своих 30 лет в море «Ленин» провел на маршрутах, проведя 3740 судов по льдам Севморпути. И для того, чтобы выполнять задачи, команде были созданы неведанные по комфорту для того времени условия.
Ледокол даже сейчас выглядит внутри больше, как дорогая яхта, чем как корабль-трудяга.
Особой гордостью ледокола был его небольшой медицинский центр с полноценной операционной, стоматологическим кабинетом и передовыми оборудованием для диагностики.
Это нужно было и для оказания любой медпомощи членам команды, работающим в экстремальных арктических условиях, и нередко морякам с других судов, которые либо шли в проводке, либо которым оказывали помощи по освобождению из льдов, либо даже жителям северных поселков на Севморпути, которых было ближе и быстрее доставить на штатном вертолете сюда, чем искать возможность отправить в больницу где-то далеко на материке.
Вот такой удивительный невероятно крутой ледокол когда-то построили советские инженеры, удиви в те годы весь мир своим детищем...