Найти в Дзене
ScaleModel

ПаркуаПа? Или как модель трехмачтового брига совершила путь от Парижа до Тбилиси и попала в Москву.

Оглавление

Всем привет!

Как я говорил ранее в своих статьях, что восхищаюсь трудом моделистов, которые занимаются постройкой парусных судов и флота. Это титанический труд. Как сказал Владимир Павлович (подписчик канала с необычайно большим опытом в моделизме) когда он строил парусник, навязал узлов такелажа более 2000 штук и потратил на его постройку более 1300 часов.

Браво, Владимир Павлович!

А теперь перейдем к "виновнику торжества"

Не так давно читал Википедию и наткнулся на статью про французский трехмачтовый барк с интересным названием “Pourquoi Pas?”, что дословно в переводе с французского обозначает "Почему бы и нет?" . Судьба этого брига героическая и печальная одновременно.

Небольшой экскурс в историю.

Начало 20 века. Мир активно изучает Антарктиду, после ее открытия в 1820 году русской экспедицией Беллинсгаузена-Лазарева. Француз Жак-Батист Шарко, грезивший океаном с детства, в 1907 построил для проведения второй французкой антарктической экспедиции бриг ПаркуаПа? . С 1908 по 1910 годы осуществляет антарктическую экспедицию. Также судно принимало участие в исследованиях Средиземного моря, Северной атлантики. В период первой мировой войны на судне обучались курсанты.

Дальнейшая судьба его трагична-судно после изучения береговой линии Гренландии затонуло на рифах у берегов Исландии. Из 41 члена экипажа в живых остался только один матрос. Погиб и Жак-Батист Шарко.
ПаркуаПа?  в городе Гавр
ПаркуаПа? в городе Гавр

В моделизме.

Производством знаменитого барка занималась французская фирма Heller. Модель поступила в продажу в 1969 году. И самое интересное, что до сих пор данный парусник никто не переделал.

Модель трехмачтового барка “Pourquoi Pas?”, разработанная в далеком 1969 году, является одной и самых красивых и, в то же время, самых загадочных для современного моделиста. Проблема заключается в том, что к настоящему времени в открытом доступе нет чертежей этого судна, поэтому в плане геометрической точности приходится надеяться только на мастерство конструкторов фирмы “Heller”.

Но история продаж модели “Pourquoi Pas?” во Франции оказалась достаточно короткой – в силу своих особенностей массовой она не стала, но, все же, выдержала одно переиздание. Различались упаковки тем, что полное коробочное название первого варианта 1969 года звучало, как “Pourquoi Pas? Navire d exploration polaire du comandant Charcot” («Полярное исследовательское судно капитана Шарко»),

С экспортными поставками особо не сложилось. В середине производственного цикла (примерно 1971-1972 гг.) фирма “Heller” отправила партию отливок в США, где модель стала продаваться под логотипом фирмы-партнера “Minicraft Model Kits”. Для американского рынка была сделана новая коробка, а коробочное название изменили на “Polar Wind” («Полярный ветер»)(144-800). Сделали это отнюдь не от невежества, а исключительно в коммерческих целях — барк “Pourquoi Pas?” за океаном был практически неизвестен, в связи с чем и появилось более “американизированное” название.

А как же модель попала в СССР?

Середина 1970-х гг. оказалось очень благодатным временем на различные приобретения – помимо налаживания контактов с фирмами из США и Великобритании (как вы уже догадались, речь идёт о “Louis Marx and Company” и “Rovex Models and Hobbies”) советские торговые представители активно контактировали с французской фирмой “Heller”. Именно здесь “Novoexport” первоначально сопутствовал наибольший успех, поскольку договориться удалось не только о покупке готовых пресс-форм, но и о создании новых!

По договору, фирма "Heller" продала пресс-формы трех кораблей-броненосец "Потемкин", Аврору и ПаркуаПа.

ПаркуаПа "уплывает" в Грузию.

В то время, как модели более современных кораблей отправились в Москву, выпуск “парусной троицы” решили организовать в цехах производственного объединения “Сихарули”, располагавшегося в пригороде Тбилиси (Грузинская ССР). Выбор был явно не из лучших, так как в результате недобросовестного отношения изначально неплохое техническое состояние пресс-форм с каждым годом стало заметно ухудшаться, приближаясь к к моменту, когда они годились бы уже только в металлолом.

Тем не менее, с конца 1970-х гг. отливки выпускались в цветном пластике при сохранении весьма приличного качества. Коробки и инструкции от ПО “Сихарули” сохранили практически тот же форм-фактор, который был у “Heller". Но заметно ниже стало качество коробки и полиграфии. На картонную коробку наклеивалась полиграфия, которая размокала и рвалась еще до того как изделие прибывало в продажу.

Но самое интересное, что коробка почти не перетерпела изменения! Название барка печаталось латиницей. Вместо лого "эллер" было лого "новоэкспорта". Существенное различие было в том, что грузины делали отливки разноцветными, когда французы полностью отливали из пластика черного цвета.
Но самое интересное, что коробка почти не перетерпела изменения! Название барка печаталось латиницей. Вместо лого "эллер" было лого "новоэкспорта". Существенное различие было в том, что грузины делали отливки разноцветными, когда французы полностью отливали из пластика черного цвета.
На советских прилавках эта модель не была частым гостем, да и не каждому пионеру она была по карману – розничная стоимость набора составляла 6 рублей 50 копеек, в то время, как стоимость даже самых дорогих моделей немецкой фирмы “VEB Plasticart” составляла 3-4 руб. Тем не менее, модель парусника “Паркуа Па?” хорошо разошлась по всему Союзу и оказалась даже более популярной, чем на Западе (в силу того, что советские моделисты не были избалованы широким ассортиментом моделей).

А казалось причем здесь "Звезда"?

В начальный период "перестройки" (середина 80-х) грузины решили перестать выпускать этот корабль и переоборудовать производство. В 1988 году пресс-формы были отправлены на хранение стояли без дела без малого 12 лет. Возможно, они бы так и сгнили, если бы в нашу страну не пришли рыночные отношения. Формы были выкуплены фирмой "Звезда", которая уже к 2003 году развернула выпуск судна Жака-Батиста Шарка. Несмотря на то, что лобненцы реанимировали пресс-формы, следы облоя и замыленности мелких деталей пристутствуют. А что вы хотели от пресс-форм которым уже более 50 лет?

-4
Насколько я проверил, трехмачтовый барк ПаркуаПа выпускается до сих пор на "Звезде"

Такая история знаменитого корабля.

Материал взят из сайта ретро-моделс.ру

Всем спасибо за просмотр! Лайк подписка и комментарии улучшают карму и мотивацию!

-5