Всем привет!
Как я говорил ранее в своих статьях, что восхищаюсь трудом моделистов, которые занимаются постройкой парусных судов и флота. Это титанический труд. Как сказал Владимир Павлович (подписчик канала с необычайно большим опытом в моделизме) когда он строил парусник, навязал узлов такелажа более 2000 штук и потратил на его постройку более 1300 часов.
Браво, Владимир Павлович!
А теперь перейдем к "виновнику торжества"
Не так давно читал Википедию и наткнулся на статью про французский трехмачтовый барк с интересным названием “Pourquoi Pas?”, что дословно в переводе с французского обозначает "Почему бы и нет?" . Судьба этого брига героическая и печальная одновременно.
Небольшой экскурс в историю.
Начало 20 века. Мир активно изучает Антарктиду, после ее открытия в 1820 году русской экспедицией Беллинсгаузена-Лазарева. Француз Жак-Батист Шарко, грезивший океаном с детства, в 1907 построил для проведения второй французкой антарктической экспедиции бриг ПаркуаПа? . С 1908 по 1910 годы осуществляет антарктическую экспедицию. Также судно принимало участие в исследованиях Средиземного моря, Северной атлантики. В период первой мировой войны на судне обучались курсанты.
Дальнейшая судьба его трагична-судно после изучения береговой линии Гренландии затонуло на рифах у берегов Исландии. Из 41 члена экипажа в живых остался только один матрос. Погиб и Жак-Батист Шарко.
В моделизме.
Производством знаменитого барка занималась французская фирма Heller. Модель поступила в продажу в 1969 году. И самое интересное, что до сих пор данный парусник никто не переделал.
Модель трехмачтового барка “Pourquoi Pas?”, разработанная в далеком 1969 году, является одной и самых красивых и, в то же время, самых загадочных для современного моделиста. Проблема заключается в том, что к настоящему времени в открытом доступе нет чертежей этого судна, поэтому в плане геометрической точности приходится надеяться только на мастерство конструкторов фирмы “Heller”.
Но история продаж модели “Pourquoi Pas?” во Франции оказалась достаточно короткой – в силу своих особенностей массовой она не стала, но, все же, выдержала одно переиздание. Различались упаковки тем, что полное коробочное название первого варианта 1969 года звучало, как “Pourquoi Pas? Navire d exploration polaire du comandant Charcot” («Полярное исследовательское судно капитана Шарко»),
С экспортными поставками особо не сложилось. В середине производственного цикла (примерно 1971-1972 гг.) фирма “Heller” отправила партию отливок в США, где модель стала продаваться под логотипом фирмы-партнера “Minicraft Model Kits”. Для американского рынка была сделана новая коробка, а коробочное название изменили на “Polar Wind” («Полярный ветер»)(144-800). Сделали это отнюдь не от невежества, а исключительно в коммерческих целях — барк “Pourquoi Pas?” за океаном был практически неизвестен, в связи с чем и появилось более “американизированное” название.
А как же модель попала в СССР?
Середина 1970-х гг. оказалось очень благодатным временем на различные приобретения – помимо налаживания контактов с фирмами из США и Великобритании (как вы уже догадались, речь идёт о “Louis Marx and Company” и “Rovex Models and Hobbies”) советские торговые представители активно контактировали с французской фирмой “Heller”. Именно здесь “Novoexport” первоначально сопутствовал наибольший успех, поскольку договориться удалось не только о покупке готовых пресс-форм, но и о создании новых!
По договору, фирма "Heller" продала пресс-формы трех кораблей-броненосец "Потемкин", Аврору и ПаркуаПа.
ПаркуаПа "уплывает" в Грузию.
В то время, как модели более современных кораблей отправились в Москву, выпуск “парусной троицы” решили организовать в цехах производственного объединения “Сихарули”, располагавшегося в пригороде Тбилиси (Грузинская ССР). Выбор был явно не из лучших, так как в результате недобросовестного отношения изначально неплохое техническое состояние пресс-форм с каждым годом стало заметно ухудшаться, приближаясь к к моменту, когда они годились бы уже только в металлолом.
Тем не менее, с конца 1970-х гг. отливки выпускались в цветном пластике при сохранении весьма приличного качества. Коробки и инструкции от ПО “Сихарули” сохранили практически тот же форм-фактор, который был у “Heller". Но заметно ниже стало качество коробки и полиграфии. На картонную коробку наклеивалась полиграфия, которая размокала и рвалась еще до того как изделие прибывало в продажу.
На советских прилавках эта модель не была частым гостем, да и не каждому пионеру она была по карману – розничная стоимость набора составляла 6 рублей 50 копеек, в то время, как стоимость даже самых дорогих моделей немецкой фирмы “VEB Plasticart” составляла 3-4 руб. Тем не менее, модель парусника “Паркуа Па?” хорошо разошлась по всему Союзу и оказалась даже более популярной, чем на Западе (в силу того, что советские моделисты не были избалованы широким ассортиментом моделей).
А казалось причем здесь "Звезда"?
В начальный период "перестройки" (середина 80-х) грузины решили перестать выпускать этот корабль и переоборудовать производство. В 1988 году пресс-формы были отправлены на хранение стояли без дела без малого 12 лет. Возможно, они бы так и сгнили, если бы в нашу страну не пришли рыночные отношения. Формы были выкуплены фирмой "Звезда", которая уже к 2003 году развернула выпуск судна Жака-Батиста Шарка. Несмотря на то, что лобненцы реанимировали пресс-формы, следы облоя и замыленности мелких деталей пристутствуют. А что вы хотели от пресс-форм которым уже более 50 лет?
Насколько я проверил, трехмачтовый барк ПаркуаПа выпускается до сих пор на "Звезде"
Такая история знаменитого корабля.
Материал взят из сайта ретро-моделс.ру