Найти тему

Как бесприданница стала музой и известной меценаткой Серебряного века. Маргарита Морозова

Если бы не было этой просвещённой и богатой женщины с харизмой в жизни деятелей Серебряного века, мы лишились бы множества произведений в музыке, литературе и философии. Её благотворительность была направлена на развитие культуры – а для этого, как вы понимаете, надо любить искусство и разбираться в нём. А ещё дружить с людьми науки и искусства. Всё это про Маргариту Кирилловну Морозову (1873-1958).

Жизнь её охватывает не одну эпоху – от царствования Александра II до хрущёвской оттепели. Ей удалось пожить и в бедности, и в роскоши и при этом не только не потерять себя, но и вдохновлять многих.

Маргарита Кирилловна родилась в семье потомственного почетного гражданина и разорившегося картёжника К.Н. Мамонтова. После смерти отца мать взяла в руки хозяйство, начала заниматься шитьём и вскоре открыла ателье, которое пользовалось популярностью среди модниц. Денег было немного у двух бесприданниц-сестёр – Елены и Маргариты. Зато была красота – и связи в купеческом мире. Юная Маргарита жила интересной и насыщенной жизнью. В числе ее знакомых – братья Жемчужниковы и Алексей Толстой, литературные родители Козьмы Пруткова, художники Михаил Врубель, Валентин Серов, Константин Коровин. А ещё – она в юности полюбила театр: Малый, Большой, а также Русская частная опера дяди Саввы Мамонтова.

Когда Маргарите исполнилось 18 лет, её заметил предприниматель, коллекционер и литератор Михаил Морозов. Личность экзотическая даже для купеческого мира, своенравный и богатый человек. Мать его – Варвара Алексеевна Морозова – тоже просвещённая женщина, держала известный в Москве литературно-музыкальный салон, позже салоны двух Морозовых будут блистать в образованных кругах.

Михаила Морозова отличал замечательный вкус на художественные полотна. Он, кстати, первый начал покупать картины Врубеля, тогда никому не известного художника. С. П. Дягилев так писал о Морозове:

«Собрание его, составленное в какие-нибудь пять лет, ежегодно пополнялось привозимыми им из-за границы и покупаемыми в России художественными произведениями… Он привозил отличных Дега, Ренуаров, Мане, Моне…»

Вот только счастливой семейную жизнь Маргариты Кирилловны нельзя было назвать. Михаила Абрамовича, по словам жены, отличали «пьянство, грубость, деспотичный нрав», к тому же он был ревнив. В 33 года он умирает от болезни, ведь к своему здоровью он относился пренебрежительно.

Ещё при жизни Михаила Абрамовича обеды в его доме превратились в постоянно действующий литературно-художественный салон. Там собирался весь цвет московской художественной интеллигенции. К этому времени относится известная картина В. Серова под названием «Портрет Мики Морозова» (сын Морозовых).

Портрет Мики кисти В. Серова из собрания Третьяковской галереи.
Портрет Мики кисти В. Серова из собрания Третьяковской галереи.

После смерти мужа она становится очаровательной хозяйкой салона с трёхмиллионным состоянием. Вспоминает актриса Софья Гиацинтова:

«Стоило ей появиться, высокой, стройной, в шляпе с большими полями над прекрасным лицом, — в публике пробегала волна восхищения».

Одной из ее главных заслуг перед искусством стало то, что она материально поддерживала выдающихся людей. Морозова ссуживала крупными суммами художника Валентина Серова. А композитор Александр Скрябин долгое время просто находился на ее содержании. Не было бы Морозовой, мир, наверное, никогда не услышал бы ни «Поэмы Экстаза», ни «Прометея». Александр Скрябин давал ей уроки музыки, а она не оставалась в долгу. Сама Маргарита Кирилловна недалеко пошла в музыке, но зато тонко чувствовала её. Вот как она отзывалась о скрябинских сочинениях и исполнении: «Сколько красоты, нежности и певучести было в звуке, какое pianissimo, какая тонкость нюансов, какая нездешняя легкость, как будто он отрывался иногда от земли и улетал в другие сферы “к далекой звезде”».

В числе её поклонников и поэт Андрей Белый, и лидер либералов Павел Милюков. Маргарите Кирилловне льстило внимание известного поэта, младшего её на 7 лет, но ответного чувства не возникло. Тем более, что поэт-символист видел в ней больше воплощение Вечной Подруги, Вечной Женственности и Утренней Зари.

А вот встреча с философом Евгением Николаевичем Трубецким стала роковой.

Князь Е.Н. Трубецкой. Из открытых источников
Князь Е.Н. Трубецкой. Из открытых источников

У него семья, а любящие – люди чести. Личные встречи постепенно сменяются перепиской. Переписка продолжается долгие годы и прекращается в 1920 году вместе со смертью Трубецкого. И эта переписка по праву может считаться значимым наследием культуры Серебряного века.

Маргарита Морозова: «Один Бог знает, как не по натуре, как не по характеру мне это одиночество, в котором я постоянно нахожусь… Но что же мне делать, если я единственно в тебе и с тобой нашла воплощение на земле всего близкого, светлого и родного!»
«Да, впрочем, где и найти на свете любовь? На свете есть только глубокое одиночество».
Евгений Трубецкой: «А всё святое, духовное, хорошее я хотел бы пережить с тобой, перелить из моей души в твою и обратно!»

«Наша любовь нужна России...» — пишет она князю Трубецкому. И действительно, это справедливо для науки и мысли России. Деятельность созданных ими организаций, охватывающая период с 1905 по 1919 гг., представляла собой одно из самых блистательных культурных явлений в России того времени. К числу наиболее значимых проектов относятся Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьева, журнал «Московский еженедельник», книгоиздательство «Путь».

Он мечтает издавать русских философов, она ради него организует в 1910 г. издательство «Путь», которое просуществует до 1919 года и успеет выпустить множество книг, преимущественно религиозно–философского содержания.

Книги, выпущенные в издательстве "Путь".
Книги, выпущенные в издательстве "Путь".

В «Пути» были изданы труды Спинозы, Фихте, монографии о Джоберти, Розмини и Бергсоне. В издательских планахбыли переводы Платона, Плотина, блаженного Августина, Дионисия Ареопагита, Скота Эриугены, Николая Кузанского, Шеллинга, Гегеля, Баадера. Кроме того, были анонсированы монографии о В. Печерине, А. Козлове, А. Хомякове, Г. Сковороде, Л. Толстом, Вл. Соловьёве, Н. Новикове, А. Бухареве, Н. Гоголе, К. Леонтьеве, М. Сперанском, о. Серапионе Машкине, Ф. Тютчеве, Н. Федорове, Ф. Достоевском, И. Киреевском, С. Трубецком, П. Чаадаеве, Б. Чичерине. В общей сложности за годы своего существования издательством выпущено около 40 книг.

А дальше – их разлучит революция. Князь Евгений Трубецкой с частями Добровольческой армии летом 1919 г. оказался на юге и последнюю свою лекцию «О религиозном возрождении России» прочел в Новороссийске. В 1920-ом он умер от тифа.

Маргарите Морозовой было суждено исполнить особую роль в истории русской культуры. В философских, литературных кругах начала XX века часто слышалась фраза: «Вся надежда на Маргариту Кирилловну».

И очень многие относились небрежно к Маргарите Морозовой, видели в ней только «меценатку». Такой миф, кстати, поддерживал всё тот же поклонник А. Белый: «Будучи совершенно беспомощной, не умея разобраться ни в одном из идейных течений, которые подняли в ней вихрь вопросов… — она искала самоопределения, или, вернее, искала, чтобы ее самоопределили».

А вот близко знавшие Маргариту Кирилловну и более проницательные современники отмечали её глубокий ум и удивительную способность объединять сторонников различных философских и политических течений для плодотворной работы.

«Удивительная по уму и вкусу женщина», — писал философ В. Розанов.

М. К. Морозова. Из открытых источников
М. К. Морозова. Из открытых источников

После революции небольшой особняк в Мертвом переулке, в котором вечерами собирались члены религиозно–философского общества, пытаясь «решать больные вопросы века», реквизировали и передали Отделу по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса. Когда-то она передала в Третьяковскую галерею коллекцию картин, включавшую полотна Ван Гога, Гогена, Ренуара, Дега, Серова, Врубеля, Васнецова. Теперь настоятельно попросили отдать уже все картины.

Из четверых её детей трое эмигрировали. Только сын Михаил (тот самый Мика) остался в России. Он стал выдающимся специалистом по творчеству Шекспира. А Маргарита Кирилловна с сестрой сначала жили в комнатах для прислуги в полуподвале, а в 1930-е годы их выселили и оттуда, и сестры долго скитались. Под конец жизни их ожидал царский подарок — комната в новостройке на Ленинских горах. «Здесь прекрасный вид и свежий воздух», — писала Маргарита Кирилловна в последнем письме дочери Марии в Бостон. Единственными её радостями были выставки живописи и консерваторские концерты.

После смерти сына Михаила 1952 году Морозова осталась без средств к существованию. Теперь она жила в нищете, и лишь немногие уцелевшие друзья помогали. В последний год её жизни ей была назначена государственная персональная пенсия.

Морозова не захотела эмигрировать и переносила все, что бы с ней ни происходило, с истинно христианским смирением.

«Несмотря ни на какие страдания, которые я могу испытывать... за немногих моих любимых, никогда не нарушится равновесие и гармония моей души — я это знаю», — писала она когда–то Андрею Белому.

Скончалась легендарная красавица, муза и выдающаяся меценатка Серебряного века в 1958 г., на 85-м году жизни. Её похоронили на Введенском кладбище рядом с сестрой и матерью.

На самом деле о Маргарите Кирилловне надо снимать фильмы и писать романы, ставить памятники, а у нас эта фигура незаслуженно забыта. Есть у вас идеи – почему?

О других русских купцах и промышленниках здесь:

Демидовы

Елисеевы

Мамонтовы

-6