Найти тему
ToLateToHype

Black midi- Cavalcade, или как выпускники консерватории соединяют панковский хаос и оркестровый порядок.

Обложки к альбому и синглам стали для black midi отдельным видом искусства. Хаотичный коллаж как нельзя лучше отражает процесс вивисекции, который музыканты проводят над своей музыкой, а пользователи сравнивают изображение с мемом, "назови хоть один предмет на фото".
Обложки к альбому и синглам стали для black midi отдельным видом искусства. Хаотичный коллаж как нельзя лучше отражает процесс вивисекции, который музыканты проводят над своей музыкой, а пользователи сравнивают изображение с мемом, "назови хоть один предмет на фото".

Пандемия, будь она не ладна, ударила по всем сферам деятельности, и медиа-пространство также не смогло избежать этой участи. Концертные туры отменяют и переносят из года в год, а фильмы либо застревают в производстве, либо проваливаются в прокате из за пустых залов. Но нет худа без добра- этот год подарил нам мириаду музыкальных альбомов, которые вряд ли бы столь быстро увидели свет.

Не обошла тенденция и Лондонский коллектив black midi- реалии локдаунов вынудили участников переместиться с концертных площадок в сельскую студию. И казалось бы, буквально два года назад группа внезапно и очень быстро получила широкое признание, во многом благодаря сарафанному радио их популярность увеличилась с масштабов локальной сцены до вершин зарубежных чартов. Вышедший чуть позже дебютник Schlagenheim получает номинацию на премию Mercury Prize и восторженные рецензии крупных изданий мира, квартет выступает на крупных фестивалях и летит в тур по США.

Концерт в Тернер холл
Концерт в Тернер холл

Но вот, распланированные на месяцы вперед концерты срываются, и музыкантам бы почивать на лаврах, учитывая внезапно выбывшего Метта Квансиевски- Кевина(гитара, вокал). Он, ведущий группу от самого ее рождения, ныне берет безвременный перерыв из- за проблем с душевным здоровьем, при этом все же участвует в написании, но не записи партий к нескольким трекам. Тем временем товарищи его времени не теряют- они берут двух музыкантов, выступающих с ними в турах, переезжают с ними на студию и приводят к альбомным стандартам свои джемы и засвеченные в лайвах демки.

"The idea was to do stuff that's impossible to do live"- говорил фронтмен Джорди Грип еще во время выхода Schlagenheim. Тем самым он обозначил принцип создания студийных записей, согласно которому их детализация возрастает в разы, по сравнению с тесными рамками живых выступлений. "If the album and the gig are just the same, it's a bit sad"- добавляет Грип, и это действительно достойный внимания подход, где музыканты ставят целью раскрыть свои идеи всецело, выдать бескомпромиссное качество и глубину, и выжать из оборудования максимум.

Прибывшее пополнение в лице Сета Эванса(клавиши) и Кайди Акиниби(саксофон) добавило новое измерение в уже и так грандиозную архитектуру треков, а вышеописанное стремление нагрузить конструкцию максимально, вкупе с академической выучкой Грипа и Моргана Симпсона(ударные), позволяет всеобъемлюще реализовать самые изощренные композиторские задумки.

Что касается используемых в музыке решений- они, как и обычно, максимально смелые и непредсказуемые- группа издавна зарекомендовала себя в качестве новаторов, пренебрегающих любыми условностями жанров. Бросать вызов общепринятым стандартам- их способ самовыражения, при этом black midi не скатываются в упрощенный и куцый панк или какофонию из экспериментальной электроники. Их стиль больше похож на безбашенные, но очень хорошо продуманные джаз- синкопы, их партии прописаны так, чтобы вызывать обманчивое ощущение их спонтанности. Хотя, это не так уж и далеко от истины- группа часто сочиняет композиции в процессе импровизации, где музыканты интуитивно предугадывают игру друг друга, а после фиксируют удачные тейки и добавляют аранжировки.

-3

Бескомпромиссная свобода творца и деконструкция обыденности- одна из главных тем Cavalcade. Само название олицетворяет свободное шествие разношерстных участников, не скованных рамками форменной одежды и строевой формации. Возглавляет процессию "John L"- рассказ об идеологе культа, который подчиняет своей пропагандой невежественных жителей постапокалиптического городка. Правление продолжается недолго- угнетенные деспотичной властью последователи свергают алчного лидера, возвращая все к статусу- кво.

Использование вождем идей национализма- то есть непринятие всего нестандартного; потакающие людским слабостям и порокам «сениоры китча»- дешевая подачка, удовлетворяющая невзыскательный вкус обывателя. Все это, а также сама попытка привести анархию к порядку, выступают в роли метафоры, где все закостенелые стандарты и идеи неизбежно будут сметены хаосом свободной воли. Буква "L" в названии является латинскими обозначением числа 50, что указывает на то, что титул Джона Пятидесятого передаётся от вождя к вождю уже в пятидесятый раз. Этот образ неуправляемого общества подразумевает несостоятельность гегемонии общепринятых норм и консервативных течений в творчестве.

Сама идея песни является отсылкой на карго- культ, религиозное движение, распространенное среди туземцев Меланезии. Его последователи верят, что воспроизведенные в виде ритуалов действия белых колонизаторов помогут им завладеть дарами цивилизации. Они поклоняются тотемам в виде самолётов, и антенн дальней связи, а своим мессией считают так называемого Джона Фрума- прототип западного человека, нашедший отражение в виде Джона пятидесятого.
Сама идея песни является отсылкой на карго- культ, религиозное движение, распространенное среди туземцев Меланезии. Его последователи верят, что воспроизведенные в виде ритуалов действия белых колонизаторов помогут им завладеть дарами цивилизации. Они поклоняются тотемам в виде самолётов, и антенн дальней связи, а своим мессией считают так называемого Джона Фрума- прототип западного человека, нашедший отражение в виде Джона пятидесятого.

Момент, в котором Грип декламирует националистически настроенную речь звучит как монотонная проповедь с банальным содержанием, музыка в этой части песни как будто принимает угрюмые интонации. Тем самым группа как бы выражает свое недовольство назиданием подобных прописных истин. Отдельно стоит упомянуть вокал- не сказать, что Грип очень хорошо поет, но его артистическая подача, сродни актерской игре, к слову, он выступал в студенческом театре. Грип меняет интонации, играет с голосом, словно ещё одним инструментом группы, порой распевает слова невероятно тонко и невесомо. Иногда он звучит, словно обезумевший ковбой, иногда, словно голос сказочника из диснеевских мультиков.

В треке Marlene Dietrich, Грип меняет не только интонации, но и произношение- словом, проводит работу с голосом такую же, какую проводит black midi с музыкой в целом. Сам же трек использует образ международной иконы кино с целью показать, как происходит распад уже таких привычных всем, приятных, успевших стать легендарными для целых народов явлений. Продолжение идеи о неизбежной изменчивости и распаде всего сущего из первого трека. Только вот здесь вместо туземного племени в качестве аудитории выступает цивилизованная публика, а сама Марлен не пытается дешево обмануть своих фанатов.

Дитрих, к слову, постоянно отклоняла многочисленные просьбы правительства фашисткой Германии покончить с Голливудом и вернуться домой на съемки. Видно, ей не сильно близки идеи и подход на манер Джона. Вместо этого она использует куда более тонкий предмет манипуляции- иллюзию постоянного присутствия чего то прекрасного, сокровенного, неизменно близкого тысячам людей различных национальностей, что кстати показано в треке постоянно меняющимся акцентом Гриппа. Тем самым ей удается на протяжении десятилетий попадать в нерв людям со всего земного шара, каждый раз при этом пронося в зрительный зал свой Mackie Messer- знаменитую песню об убийце Мекки Ноже, упомянутую в треке, и одновременно метафору коварства, спрятанного кинжала в плаще.

Но зрителей и тут не удается водить за нос вечно: «metamorphosis exists!»- с горечью признает постепенное разложение милого сердцу образа мужчина из зала. Подтянутое клейкой лентой лицо уже с трудом скрывает приходящую старость кумира, хотя люди, может и чувствуют себя в чем то обманутыми, но все равно не спешат расставаться с теплыми, ностальгическими чувствами.

-5

Примечательно, но именно Марлен когда то смело разрушила привычные представления о женской сексуальности, выступив в мужском костюме- «The girl she once was/in that suit of ‘33». Тем самым она покорила сердца людей, хотя многие и осуждали актрису за подобную по тем временам дерзость. Теперь же, разрушившая когда то крепость консервативного видения Дитрих и сама стала распадающейся на части громадиной.

Размеренный, лиричный, акустический спектакль сменяется динамичным джемом, Chrondromalacia Patella, а тема деконструкции тем временем продолжается. Здесь речь заходит о старости и распаде бренного тела, образ алмазов, сияющих на стенках пустой раковины, отсылает к превращению спустя тысячелетия углеродного тела в залежи минералов. Возможно, все должно рассыпаться со временем, потерять привычную форму и стать чем то прекрасным- black midi заходят дальше восхищения благородной старостью и воспевают преображение привычных структур, как в материальной, так и в идейных плоскостях.

Воспаление нижней стороны надколенника и размягчение хряща. Chrondromalacia Patella вдохновлена травмой ноги одного из членов группы.
Воспаление нижней стороны надколенника и размягчение хряща. Chrondromalacia Patella вдохновлена травмой ноги одного из членов группы.

Здесь я хочу отметить лирику песен на альбоме, увы, это не самая сильная сторона группы. Часто тексты носят чересчур абстрактный характер, это несомненно идет их сумасшедшей музыке, но вызывает подозрение в нехватке сонграйтерского таланта. На Cavalcade нет каких либо запоминающихся песен, цепляющих именно своими строчками или припевами. Однако, это можно принять в качестве жертвы классической формы в пользу авангардного звучания- группа все усилия направляет все таки непосредственно в музыку, и это приносит свои плоды.

Оркестровые раскаты сменяются сыгранными на кончиках пальцев инструментальными передышками, что сопровождается вокалом Гриппа, то эпично восклицающим, то колыбельно убаюкивающим. Это создает невероятный контраст, чувство срывающейся лавины, а необычная игра некоторых инструментов, особенно гитары в начале, вызывает вкупе с мастерски расставленными акцентами ощущение чехарды- black midi играют не мелодии, и не на инструментах, они играют на текстурах, фонах, целыми массивами звука. Собственно, название группы отсылает к жанру музыки, где используется упорядоченная какофония для воссоздания знакомых мелодий.

Тот самый black midi, то есть midi, черное от наложенных друг на друга нот. Это жанр буквально невозможных мелодий, для воспроизведения которых требуется запущенное на компьютере midi. Напрямую к творчеству группы это понятие никак не относится, просто интересное сравнение.
Тот самый black midi, то есть midi, черное от наложенных друг на друга нот. Это жанр буквально невозможных мелодий, для воспроизведения которых требуется запущенное на компьютере midi. Напрямую к творчеству группы это понятие никак не относится, просто интересное сравнение.

Похожее звучание взбалмошной джаз- сессии приносит нам и следующий трек, Slow. Темы здесь схожие с предыдущим треком- медленный распад цельного разума. Поет здесь Кэмерон Пиктон(бас), перехватив инициативу у Джорди Гриппа, голос басиста звучит более холодно и отрешенно, что соответствует общему настроению. Музыкальное видео хорошо иллюстрирует происходящее в песне безумие. Завершает эту трехчастную сагу об увядании, смерти и разложении Diamond stuff. Название является отсылкой к книге Изабель Вэйднер «We are made of diamond stuff» и продолжает мотив Chrondromalacia Patella о разлагающейся органике в алмазных залежах.

Кэмерон Пиктон, исполнивший и здесь вокальную партию вместо Гриппа, дает комментарий к этому треку: «Знаете как это бывает, когда каждые 10 лет или около того они находят какого то парня в Ирландии или Англии, который пролежал в торфяном болоте уже 2000 лет. Я просто подумал, что если спустя 5000 лет шахтерской бригадой будет найдено ваше тело». Сама песня более спокойная, она оставляет агонию предыдущих двух треков и кристаллизует, подобно алмазу, весь артистический и композиторский запал группы. Аккуратные пиццикато поют миллионами алмазов на стенках пустой пещеры, а теплые, затяжные проигрыши гитары соответствуют теме упокоения и соединения с природой.

-8

Под конец альбом снова возвращается к теме экспериментов в творчестве, но на этот раз рассматривают вопрос об их уместности уже с перспективы самого творца. Ascending fourth рассказывает о Маркусе, композиторе, угождающим своей публике китчевым приемом- повсеместном использованием восходящей кварты. Подобно мантре он твердит- «everyone loves ascending fourth», намекая на то, как хорошо работает этот совершенный интервал для создания популярных мелодий. Осмелившись все же разорвать шаблон и написать согласно мучительному зову творца нечто новое, Маркус попадает в неприятности и даже предстает перед судом. Здесь группа подводит итог в вопросах креативности, поиска места для новаторских идей, необходимости шаблонов и рамок в творчестве. Пожалуй, творец тем и должен заниматься, что творить, а это делает наличие каких бы то ни было строгих стандартов пошлыми в контексте данного утверждения. Еще более безвкусно выглядят пожалуй только попытки угодить голодной толпе.

Те самые, всегда идеальные консонансы
Те самые, всегда идеальные консонансы

Мораль не сильно сложная, но, повторюсь, black midi демонстрируют нам свою позицию в первую очередь через музыку, а не через лирику, что лично мне очень импонирует. Кому то может прийтись не по душе слишком уж авангардный подход группы, кому то- отсутствие знакомой куплетно- припевной формы. Некоторые будут недовольны ощущением какофонии, вызванным повышенной сложностью инструменталов, а так же вычурным, не совсем песенным вокалом. Однако вы точно не найдете на поле экспериментального рока в данный момент коллектива, который с той же скрупулезной точностью и дотошностью вытачивают свой звук, насыщая его бесчисленными деталями и отрабатывая в записи каждую мелочь. Исполнительского и композиторского мастерства ребятам явно не занимать, как фанатичной преданности своей работе. Вы можете восхищаться их стилем, вы можете не любить его и отрицать его значимость, но более смелого и красивого музыкального высказывания, бескомпромиссного в своей верности идее чистого искусства, вам вряд ли удастся отыскать в истории 2021.